Портрет пользователя информационных медицинских ресурсов: на кого тратят деньги медицинские и фармакологические компании

11 Января 2008

В последнее время наблюдается бурный рост рекламных бюджетов в Интернет. В комплексное понятие продвижения товаров и услуг в сети, наряду с контекстной рекламой и поисковым продвижением, входит и баннерная реклама, актуальность использования которой на узко-тематических профильных ресурсах возрастает. Это связано с достаточно стабильной стоимостью эталонной единицы баннерной рекламы (1000 показов), которая колеблется в пределах 3-15 у.е. в зависимости от качества тематического ресурса. Важно понимать к какой аудитории будет обращено рекламное сообщение.

Одной из бюджетоемких тем российского сегмента Интернет является тема «Красота и здоровье», в которую входит и «Медицина» в качестве подраздела. [http://www.rukv.ru/analytics-20070617-runet-links3b.html]. Наше исследование посвящено изучению аудитории информационных медицинских ресурсов, которые используются в качестве рекламных площадок.

Существует большое количество информационных медицинских ресурсов, в задачи которых входит информирование пользователей о недугах и их лечении, а также предоставление справочной информации по лекарствам, методам диагностики, курсах лечения и пр. Целью нашего исследования было определение портрета пользователя некоммерческих медицинских информационных сайтов и, прежде всего, установление важных с точки зрения маркетинга черт, таких как:

  1. Демографические характеристики (возраст, пол).
  2. Степень доверия коммерческой медицине.
  3. Степень доверия Интернет ресурсам, как источникам медицинской информации.
  4. Частота использования Интернет источников в качестве медицинской информации.
  5. Частота обращения в медицинские учреждения.
  6. Ряд сопутствующих фактов, помогающих раскрытию портрета пользователя.

Нами была разработана анкета, состоящая из девяти вопросов (Приложение N1). Шесть вопросов из девяти имели формализованные варианты ответа и предполагали только один ответ на вопрос или его отсутсвие, три вопроса позволяли пользователю ответить в свободной форме.

Исследование проводилось с 27.10.2007 по 09.01.2008, анкета была выложена в свободном доступе на сайте бесплатных медицинских консультаций www.medask.ru

Характеристика ресурса medask.ru*:

  • Тип ресурса: сервис web 2.0 (контент сайта генерируют пользователи).
  • Функционал ресурса: он-лайн бесплатные медицинские консультации.
  • Тематика ресурса: представлены вопросы из всех разделов медицины.
  • Время существование ресурса: 1 год.
  • Средняя посещаемость ресурса в день (уникальных посетителей): 3500.
  • Среднее количество хитов (показов) в день: 8000.
  • Количество постоянных консультантов: более 30.
  • Количество постоянных пользователей: более 4000.
  • Тип входящего трафика: средне и низкочастотный трафик.
  • Процент новых пользователей в день: 85%.

* Статистические данные приведены по Google Analytics

Из приведённых характеристик ресурса видно, что он подходит для рандомизированных исследований по следующим причинам:

  • большая проходимость ресурса, позволяющая провести исследование в короткий срок,
  • большое количество новых, незарегистрированных посетителей, принимающих участие в исследовании, что позволяет расширить рамки постоянной аудитории,
  • широта интересов пользователей, что позволяет увеличить степень рандомизированности.

За время исследования нами было получено 1550 анкет, заполненных пользователями сети с разных IP адресов. В обработку были включены анкеты, в которых были даны ответы не менее чем на пять вопросов из девяти поставленных. Их количество составило 1504 анкеты.

Демографические характеристики аудитории

Таблица 1. Распределение аудитории по полу

Пол

Количество

%

Женский

1099

73,07

Мужской

405

26,93

Диаграмма 1. Распределение аудитории по полу

Из таблицы 1 и диаграммы 1 видно, что преобладает женская аудитория. Мужчин, среди людей, прошедших анкетирование, оказалось чуть больше ¼ (26,9%).

Таблица 2. Распределение аудитории по возрасту

Возраст

Количество

%

до 18

105

6,98

18-25

748

49,73

26-35

468

31,12

36-50

141

9,38

старше 50

42

2,79

Диаграмма 2. Распределение аудитории по возрасту

Из представленных данных видно, что большую часть аудитории составляют пользователи в возрасте от 18 до 25 лет – 49,73 (почти половина от общего числа анкетированных).

Вторая по численности возрастная группа (31,1%) – пользователи в возрасте от 26 до 35 лет.

Таким образом, возраст 80% анкетированных оказался от 18 до 35 лет. Самая малочисленная возрастная группа – респонденты старше 50 лет. Группа от 36 до 50 и группа до 18 лет составили 9,38% и 6,98% соответственно.

Доверие коммерческой медицине

Диаграмма 3. Результаты ответа на вопрос: «Какой медицине Вы доверяете?». Общие данные без учёта пола и возраста.

Около 1/3 пользователей среди опрошенных доверяет бесплатной медицине. 72% - высказали доверие в пользу платных медицинских услуг.

При этом, внутри групп разделённых по половому признаку, бесплатной медицине женщины доверяют меньше – 27%, в отличие от мужской аудитории – 33%.

Диаграмма 4. Распределение в абсолютных цифрах по возрасту и полу ответов на вопрос: «Какой медицине Вы доверяете» (по оси Y - кол-во респондентов)

При пересчёте абсолютных цифр в относительные наибольшее доверие бесплатной медицине и у мужчин, и у женщин оказалось в возрастной группе от 36 до 50 лет.

В целом в группах старшего возраста уменьшается процент респондентов доверяющих платной медицине. Из общего тренда выбивается группа до 18 лет, что может быть связано с несформированным отношением к медицинским услугам в целом, в силу относительно молодого возраста.

Частота обращения в лечебные учреждения (частота прохождения медицинских осмотров)

Диаграмма 5. Распределение частоты прохождения медицинских осмотров у женщин

Диаграмма 6. Распределение частоты прохождения медицинских осмотров у мужчин

Из приведённых выше данных (диаграмма 5 и 6) видно, что частота прохождения медицинских осмотров (обращения в лечебные учреждения) у женщин выше, чем у мужчин. При этом 12% женщин проходят осмотры 1 раз в 3 месяца, а за год в лечебные учреждения обращаются около 70% женской аудитории.

Более 1/3 опрошенных мужчин обращаются в медицинские учреждения «очень редко». За год среди опрошенной мужской аудитории медицинские осмотры проходят 59%.

Восприятие достоверности медицинской информации, публикуемой в Интернет

Диаграмма 7. Восприятие достоверности медицинской информации у исследуемой аудитории

Более 78% опрошенных доверяют Интернету, как источнику достоверной информации.

Таблица 3. Процент недоверия Интернету как источнику достоверной медицинской информации (распределение по полу и возрасту)

Мужской

до 18

18-25

25-35

35-50

старше 50

Всего

20,59

21,89

18,18

26,67

14,29

21,12


Женский

Всего

до 18

18-25

25-35

35-50

старше 50

Всего

14,29

22,78

23,68

21,35

11,54

22,14

21,86865

Интересно, что процент доверяющих Интернету не изменяется внутри половых групп. У женщин процент «недоверяющих» Интернету составил 22%, у мужчин – 21%.

В возрастных группах наименьший процент недоверия Интернету наблюдается в группе «старше 50»: у мужчин – 14,3%, у женщин – 11,5%.

Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации

Диаграмма 8. Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации в подгруппе женщин

Диаграмма 9. Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации в подгруппе мужчин

Из представленных данных видно, что большая часть опрошенной аудитории используют Интернет в качестве источника медицинской информации эпизодически (70% мужчин, 63 женщин). Женщины используют Интернет в качестве источника медицинской информации чаще мужчин. Среди них ежедневное обращение к Интернету с этой целью составляет 10% от числа опрошенных (в отличие от 5% среди мужчин). Обращения не реже 1 раза в неделю составляют 16% среди опрошенных мужчин, и 24% среди опрошенных женщин. Данные по возрастным группам показали достаточно однородное распределение ответов на данный вопрос.

Обработка неформализованных ответов на вопросы

Неформализованные ответы на вопросы были обработаны в ручном режиме с целью выявления общих тенденций и получения данных для проведения последующих исследований.

Выводы

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы об аудитории бесплатных информационных медицинских ресурсов с преобладанием низко и среднечастотного трафика:

  1. Большую часть аудитории составляют женщины – более 70%
  2. Половина от всех посетителей – это посетители в возрасте от 18 до 35 лет, самую малочисленную возрастную группу составляют посетители старше 50 лет (около 3%)
  3. Большая часть аудитории доверяет платной (коммерческой) медицине (более 70%). Наибольшее доверие бесплатной медицине и у мужчин и у женщин наблюдается в возрастной группе 36 до 50 лет. В целом, в группах старшего возраста уменьшается процент респондентов, доверяющих платной медицине.
  4. Женская аудитория обращается в медицинские учреждения чаще, при этом почти 70% опрошенных 1 раз в год проходят медицинские осмотры.
  5. Средний процент доверия Интернету в исследуемой аудитории составил 78%, среди них больше всего Интернету доверяют люди старше 50 лет.
  6. Частота периодических обращений за медицинской информацией в Интернет у женщин выше, чем у мужчин. Около 66% аудитории обращается за медицинской информацией в Интернет эпизодически.
  7. Дополнительные неформализованные вопросы показали отсутствие устоявшихся брендов медицинских клиник. Лишь у небольшого числа респондентов название клиник совпадали, в большей части назывались локальные названия медицинских центров, либо ответ на вопрос не давался.
  8. Неформализованные вопросы в отношении поиска медицинской информации в Интернет показали, что преобладающее число пользователей ищет информацию не на специализированных медицинских ресурсах, а в поисковых системах общего назначения. Брендов среди сайтов (т. е. источников медицинской информации, которые назвала бы значительная часть аудитории) также не выявлено.

Приложение N1. Анкета респондента

1) Пол:

  • мужской
  • женский

2) Возраст:

  • до 18
  • 18-25
  • 26-35
  • 36-50
  • старше 50

3) Какой медицине Вы больше доверяете:

  • платная
  • бесплатная

4) Как часто Вы проходите медицинские осмотры:

  • раз в пол года
  • раз в три месяца
  • раз в год
  • очень редко

5) Является ли для Вас Интернет источником достоверной информации о заболеваниях и их лечении:

  • да
  • нет

6) Как часто Вы читаете в Интернете о заболеваниях и их лечении:

  • ежедневно
  • 1 раз в неделю
  • 1 раз в месяц
  • эпизодически

7) Какие медицинские ресурсы Вы используете, как источник такой информации (перечислите 1-5 наиболее важных по вашему мнению).

8) Назовите платные клиники, услугами которых Вы когда ли пользовались.

9) Довольны ли Вы были оказанными Вам услугами в этих платных клиниках, поясните.

Евгений Селин
Олег Сахно

sir
22 Июня 2016 5
Когда откажемся от налогообложения прибыл...
Да, это верно. Интересно кто-нибудь писал на эту т...
sir
Becar
19 Июня 2016 28
Анекдоты о рекламе и PR
Посмеялся от души...зачет !!!  ))))
Полина  Макорина
19 Июня 2016 0
Трудозатраты при анализе внешней среды ор...
Доброго времени суток!  Я пишу работу об управл...
Андрей Дворецкий
16 Июня 2016 0
Маркетинг в создании сайтов
Какие важные мелочи и нюансы должен знать менеджер...
sir
22 Июня 2016 5
Когда откажемся от налогообложения прибыли
Да, это верно. Интересно кто-нибудь писал на эту тему? Ведь если это так, то получается, что работая без зарплаты бизнесмен должен как минимум в 1.67 раз увеличить себестоимость только для того, чтобы заплатить налоги? Но это же не реально? 
Говорят что бизнесмены - это какие-то мироеды. Получается в высоких ценах виноваты вовсе не бизнесмены. 
А если бизнесмен только захочет, не получит, а только захочет получить выручку себе на зарплату, то в этом случае Ц>=(1/(1-0.8)*C или Ц>=5*C.т.е цена должна быть в 5 раз выше себестоимости. Это вообще какие-то не реальные цифры. 

Да, как это все понимать?
Мало того, что налогообложение прибыли само по себе стимулирует завышение затрат, так еще в количественном отношении цена должна быть в 5 раз выше себестоимости только за одно желание вернуть себе свои вложения в себестоимость. Непонятно!
sir
Becar
19 Июня 2016 28
Анекдоты о рекламе и PR
Посмеялся от души...зачет !!!  ))))
Полина  Макорина
19 Июня 2016 0
Трудозатраты при анализе внешней среды организации.
Доброго времени суток! 

Я пишу работу об управлении маркетингом на предприятии. Сама маркетологом не являюсь. Хотела узнать у профессионалов, какое количество времени необходимо маркетологу для анализа внешней среды организации, для сегментирования рынка, выявление целевого сегмента. Какое количество сотрудников необходимо для выполнения данной задачи. 
Буду очень благодарна ,если поможете с данным вопросом!
Андрей Дворецкий
16 Июня 2016 0
Маркетинг в создании сайтов
Какие важные мелочи и нюансы должен знать менеджер проектов на всех этапах по созданию сайта? В области маркетинга.
Какие вопросы должен задавать проектник клиенту. Чтобы предотвратить дальнейшие форс-мажоры.
Частые ошибки которые совершают при создании сайтов не учитывая аспекты маркетинга?
Может есть какие-то ресурсы, нужно подготовить обучающий краткий курс по маркетингу, для команды проектников.

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом