Фрагмент отчета "Маркетинговое исследование и анализ российского рынка розничной торговли"

5 Мая 2008

Сегментация рынка по основным форматам торговли

Выделяют следующие типы предприятий розничной торговли:

  • Сash&carry (площадь от 1500 кв. м, принцип мелкооптовой торговли — «Лента», «Metro», однако преимущественно покупки осуществляются в целях личного потребления)
  • Гипермаркет (площадь более 2,500 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами — «O'Кей», «Максидом»)
  • Супермаркет (площадь от 400 до 2500 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса — «Перекресток», «Паттерсон»)
  • Дискаунтер (площадь от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким ценам — «Дешево», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси»)
  • Магазин «у дома» (небольшая торговая площадь — до 300 кв. м, часто имеет круглосуточный режим работы — «АБК», «Самохвал»)
  • Универмаг (универсальный магазин, реализующий широкий ассортимент непродовольственных товаров — «Московский», «Гостиный двор»)
  • Торговый дом (многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы — «ГУМ», «Москва»)
  • Бутик (небольшой магазин с узкой специализацией товаров).
  • Рынок

В 2006 году рыночная доля формата "гипермаркет" составила 39 %, "дискаунтер" -33 %, "супермаркет" - 20 %.

Таблица 1. Характеристика организованных форм торговли продовольственными товарами

Тип

Определение

Площадь

Ассор-тимент

Местопо-ложение

Типичный покупатель

Cash & Carry

Магазин, торгующий мелким и средним оптом для юридических и физических лиц

Около 20000 кв.м.

20000-40000 ассорти-ментных позиций

Вдали от центра, на пересечении транспортных путей.

Оптовый покупатель. Как юридические, так и физичес-кие лица.

Гипермаркет

Большой торговый центр, включающий в себя большой супермаркет и магазины по продаже бытовой техники, одежды и т. д., собственное производство быстрооборач-иваемых потребительских товаров (FMCG), в основном, пищевых (хлебобул. изд., салаты и др.)

10000-40000 кв.м.

20000-40000 ассорти-ментных позиций

Легкодоступные места на пересечении транспортных артерий.

Широкие слои с разными доходами. Покупатель мобилен.

Супермаркет

Магазин, работающий по системе самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент товаров. Есть торговля через прилавок (товары, требующие взвеши-вания). Торговый зал оформлен максимально дружелюбно по отношению к покупателям.

3000-10000 кв.м.

7000-20000 ассорти-ментных позиций

В местах концентрации жилых домов. Может находиться как в центре, так и на окраинах.

Широкие слои с разными доходами.

Дискаунтер

Магазин, продающий товары с минимальной торговой наценкой (0,5-3,5%). Ассортимент состоит из быстро-оборачиваемых товаров, при этом 50% занимают собственные торговые марки (private label). Торговый зал оформлен максимально аске-тично: в основном простые, ничем не оформленные полки, товары зачастую находятся прямо в коробках. Нет торговли через прилавок. Оборудование торгового зала максимально простое и дешевое.

300-1000 кв. м

500-2000 ассорти-ментных позиций

В местах массовой застройки.

С низкими доходами.

Тип

Определение

Площадь

Ассор-тимент

Местопо-ложение

Типичный покупатель

«Магазин у дома»

Магазин, обслуживающий жителей небольшого района или квартала, расположенный в радиусе шаговой доступности

200-500 кв.м.

1000-1500 ассорти-ментных позиций

Места с большим скоплением людей: площади возле метро, остановок общественного транспорта и т.д.

Широкие слои с разным уров-нем дохода; работающие мужчины и женщины, покупающие продукты в ве-чернее время.

Источник: Департамент консалтинга РБК, данные СМИ

Структура рынка

На российском розничном рынке можно выделить следующих игроков:

  • независимые операторы (несетевые магазины)
  • неорганизованная торговля (рынки)
  • сетевые операторы

Диаграмма 1. Структура розничной торговли в России в 2006-2007 гг.

Источник: МЭРТ, 2008 г.

Большую часть рынка занимают независимые операторы, на них приходится порядка чуть две трети рынка (67,2%), на сетевых операторов приходится 15-20%, а доля рынков составляет 15,3%.

Несмотря на рост количества магазинов формата современной торговли (супер- и гипермаркеты) число торговых точек в расчете на миллион жителей в России существенно ниже, чем в других странах мира, и Россия по данному показателю среди рассматриваемых стран занимает предпоследнее место с достаточно низким значением – 19 современных форматов на 1 миллион жителей. Количество гипермаркетов и супермаркетов в России на 1 миллион населения страны (0,6 и 18,4 соответственно) в сравнении со странами Восточной Европы показывает, что развитие сетевой торговли современного формата в России находится на самом начальном уровне. Так, например, в Чехии показатели развития торговых сетей в стране составляют 19 гипермаркетов и 110 супермаркетов на 1 миллион жителей.

В последние годы отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), осуществляют экспансию во всех регионах страны.

Наряду с успешно развивающимися местными торговыми сетями, рынок России остается привлекательным для ритейлеров и ряда транснациональных компаний из других регионов.

Темпы роста рынка

В 2007 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной торговли составил 15,2%, тогда как в 2006 году – 13,9%. Опережающий рост оборота розничной торговли был характерен для всех кварталов и превысил показатели соответствующего периода 2006 года в I квартале на 2,6, во II квартале на 1,4, в III квартале на 0,7, в IV квартале на 0,7 процентных пункта, в том числе с марта наблюдался ежемесячный прирост оборота розничной торговли по сравнению с предыдущим месяцем.

Диаграмма 2. Темпы роста оборота розничной торговли в 2001-2007 гг.

Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2008 г.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом и в регионах России отмечается увеличение динамики показателей по обороту розничной торговли. В Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах темпы прироста оборота розничной торговли превысили средне российский показатель (на 2,5-5,9%). В 25 регионах России, включая автономные округа, в 2007 году отмечается более чем 20% прирост объема. На 7 субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Тюменскую области и Краснодарский край приходилось 43,2% всего оборота розничной торговли, в том числе на Москву – 19%.

Парфюмерия и косметика

Основные количественные показатели

Совокупный объем парфюмерно-косметического рынка в 2006 г. составил около $7,7 млрд., учитывая темпы роста в районе 10%, можно предположить, что в 2007 г. объем рынка был равен $8,5 млрд. После 2010 года будет наблюдаться снижение темпов роста рынка в связи с его насыщенностью.

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, потенциальная емкость российского рынка косметических средств составляет $15-18 млрд., но этот уровень будет достигнут только к 2016–2017 годам.

По данным сети «Арбат-Престиж», объем розницы на парфюмерно-косметическом рынке составляет $2,7 млрд. в 2007 году, а ежегодный прирост находится на уровне 10-12%.

Основные каналы продаж

На парфюмерно-косметическом рынке можно выделить следующие каналы продаж:

  • Розничные сети
    На рынке парфюмерно-косметической розницы можно выделить несколько крупных сетей федерального значения.
  • Прямые продажи
    Прямые продажи — это розничная торговля вне стационарных мест распространения, осуществляемая, как правило, посредством групповых и личных презентаций. Несмотря на динамичный рост российского рынка прямых продаж, данный вид бизнеса в нашей стране все же не слишком популярен. Участники рынка полагают, что одной из причин такого положения вещей является негативный образ, который создали ряд недобросовестных компаний сетевого маркетинга, деятельность которых была особенно заметной в 1995 – 1999 годах.
  • Интернет-магазины
    Рост числа клиентов парфюмерно-косметических электронных магазинов сдерживается рядом специфических, характерных для данного вида товаров, причин: основную часть покупок в магазинах совершают покупатели, лояльные к той или иной торговой марке, новых покупателей отталкивает невозможность потрогать и попробовать выбранный товар (опытные технологии передачи запаха через Интернет хотя и существуют, но широко не распространены); продавцы-консультанты заменены на web-сайтах информацией о товаре.

Более всего покупателей привлекает в электронных магазинах широкий выбор представленных товаров, а также низкая стоимость доставки (иногда бесплатная).

С точки зрения серьезного присутствия парфюмерно-косметического рынка в сети Интернет следует сказать, что он находится в самом начале своего развития. По оценкам экспертов из компании «Jupiter Communication», Интернет-продажи парфюмерно-косметических товаров будут расти ежегодно на 250% в течение нескольких ближайших лет. В сегодняшней ситуации многое зависит от того, как быстро косметические компании смогут оценить преимущества и перспективы новой формы торговли и использовать ее для укрепления своих конкурентных позиций.

Aleksandr Nikoenko
17 Июля 2019 3
Хобби для ребенка
 делать начал. В общем, растет разносторонней личн...
Vitaliy Ivanov
16 Июля 2019 4
Мвидео
 как все нормальные компании делают которые перево...
Анна Павлова
14 Июля 2019 2
Печать
Типографий много. Вас какой город интересует?
Антон Попов
14 Июля 2019 3
Нужны стенды
Мне кажется такие не сложно найти в сети
Sebastian
14 Июля 2019 26
Чем заняться на больничном со сломанной н...
Я бы максимально присел на просмотр качественных к...
Aleksandr Nikoenko
17 Июля 2019 3
Хобби для ребенка
Моему сыночку как раз столько же лет. В этом возрасте ему интересно буквально всё. Любит рисовать, петь, танцевать. А в последнее время ещё и поделки вот такие https://imom.me/podelka-morskie-podruz...mi-rukami/ делать начал. В общем, растет разносторонней личностью
Vitaliy Ivanov
16 Июля 2019 4
Мвидео
Я сколько не покупала в Мвидео технику доставляют очень долго. Однажды говорят мы просто не знали где ваша улица. Ну навигаторы бы им хорошие уже поставили в машины или подключили к облачной логистике Relog https://getrelog.com/ как все нормальные компании делают которые перевозят грузы.
Анна Павлова
14 Июля 2019 2
Печать
Типографий много. Вас какой город интересует?
Антон Попов
14 Июля 2019 3
Нужны стенды
Мне кажется такие не сложно найти в сети
Sebastian
14 Июля 2019 26
Чем заняться на больничном со сломанной ногой?
Я бы максимально присел на просмотр качественных кинолент

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом