Фрагмент отчета "Маркетинговое исследование и анализ российского рынка розничной торговли"

5 Мая 2008

Сегментация рынка по основным форматам торговли

Выделяют следующие типы предприятий розничной торговли:

  • Сash&carry (площадь от 1500 кв. м, принцип мелкооптовой торговли — «Лента», «Metro», однако преимущественно покупки осуществляются в целях личного потребления)
  • Гипермаркет (площадь более 2,500 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами — «O'Кей», «Максидом»)
  • Супермаркет (площадь от 400 до 2500 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса — «Перекресток», «Паттерсон»)
  • Дискаунтер (площадь от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким ценам — «Дешево», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси»)
  • Магазин «у дома» (небольшая торговая площадь — до 300 кв. м, часто имеет круглосуточный режим работы — «АБК», «Самохвал»)
  • Универмаг (универсальный магазин, реализующий широкий ассортимент непродовольственных товаров — «Московский», «Гостиный двор»)
  • Торговый дом (многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы — «ГУМ», «Москва»)
  • Бутик (небольшой магазин с узкой специализацией товаров).
  • Рынок

В 2006 году рыночная доля формата "гипермаркет" составила 39 %, "дискаунтер" -33 %, "супермаркет" - 20 %.

Таблица 1. Характеристика организованных форм торговли продовольственными товарами

Тип

Определение

Площадь

Ассор-тимент

Местопо-ложение

Типичный покупатель

Cash & Carry

Магазин, торгующий мелким и средним оптом для юридических и физических лиц

Около 20000 кв.м.

20000-40000 ассорти-ментных позиций

Вдали от центра, на пересечении транспортных путей.

Оптовый покупатель. Как юридические, так и физичес-кие лица.

Гипермаркет

Большой торговый центр, включающий в себя большой супермаркет и магазины по продаже бытовой техники, одежды и т. д., собственное производство быстрооборач-иваемых потребительских товаров (FMCG), в основном, пищевых (хлебобул. изд., салаты и др.)

10000-40000 кв.м.

20000-40000 ассорти-ментных позиций

Легкодоступные места на пересечении транспортных артерий.

Широкие слои с разными доходами. Покупатель мобилен.

Супермаркет

Магазин, работающий по системе самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент товаров. Есть торговля через прилавок (товары, требующие взвеши-вания). Торговый зал оформлен максимально дружелюбно по отношению к покупателям.

3000-10000 кв.м.

7000-20000 ассорти-ментных позиций

В местах концентрации жилых домов. Может находиться как в центре, так и на окраинах.

Широкие слои с разными доходами.

Дискаунтер

Магазин, продающий товары с минимальной торговой наценкой (0,5-3,5%). Ассортимент состоит из быстро-оборачиваемых товаров, при этом 50% занимают собственные торговые марки (private label). Торговый зал оформлен максимально аске-тично: в основном простые, ничем не оформленные полки, товары зачастую находятся прямо в коробках. Нет торговли через прилавок. Оборудование торгового зала максимально простое и дешевое.

300-1000 кв. м

500-2000 ассорти-ментных позиций

В местах массовой застройки.

С низкими доходами.

Тип

Определение

Площадь

Ассор-тимент

Местопо-ложение

Типичный покупатель

«Магазин у дома»

Магазин, обслуживающий жителей небольшого района или квартала, расположенный в радиусе шаговой доступности

200-500 кв.м.

1000-1500 ассорти-ментных позиций

Места с большим скоплением людей: площади возле метро, остановок общественного транспорта и т.д.

Широкие слои с разным уров-нем дохода; работающие мужчины и женщины, покупающие продукты в ве-чернее время.

Источник: Департамент консалтинга РБК, данные СМИ

Структура рынка

На российском розничном рынке можно выделить следующих игроков:

  • независимые операторы (несетевые магазины)
  • неорганизованная торговля (рынки)
  • сетевые операторы

Диаграмма 1. Структура розничной торговли в России в 2006-2007 гг.

Источник: МЭРТ, 2008 г.

Большую часть рынка занимают независимые операторы, на них приходится порядка чуть две трети рынка (67,2%), на сетевых операторов приходится 15-20%, а доля рынков составляет 15,3%.

Несмотря на рост количества магазинов формата современной торговли (супер- и гипермаркеты) число торговых точек в расчете на миллион жителей в России существенно ниже, чем в других странах мира, и Россия по данному показателю среди рассматриваемых стран занимает предпоследнее место с достаточно низким значением – 19 современных форматов на 1 миллион жителей. Количество гипермаркетов и супермаркетов в России на 1 миллион населения страны (0,6 и 18,4 соответственно) в сравнении со странами Восточной Европы показывает, что развитие сетевой торговли современного формата в России находится на самом начальном уровне. Так, например, в Чехии показатели развития торговых сетей в стране составляют 19 гипермаркетов и 110 супермаркетов на 1 миллион жителей.

В последние годы отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), осуществляют экспансию во всех регионах страны.

Наряду с успешно развивающимися местными торговыми сетями, рынок России остается привлекательным для ритейлеров и ряда транснациональных компаний из других регионов.

Темпы роста рынка

В 2007 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной торговли составил 15,2%, тогда как в 2006 году – 13,9%. Опережающий рост оборота розничной торговли был характерен для всех кварталов и превысил показатели соответствующего периода 2006 года в I квартале на 2,6, во II квартале на 1,4, в III квартале на 0,7, в IV квартале на 0,7 процентных пункта, в том числе с марта наблюдался ежемесячный прирост оборота розничной торговли по сравнению с предыдущим месяцем.

Диаграмма 2. Темпы роста оборота розничной торговли в 2001-2007 гг.

Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2008 г.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом и в регионах России отмечается увеличение динамики показателей по обороту розничной торговли. В Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах темпы прироста оборота розничной торговли превысили средне российский показатель (на 2,5-5,9%). В 25 регионах России, включая автономные округа, в 2007 году отмечается более чем 20% прирост объема. На 7 субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Тюменскую области и Краснодарский край приходилось 43,2% всего оборота розничной торговли, в том числе на Москву – 19%.

Парфюмерия и косметика

Основные количественные показатели

Совокупный объем парфюмерно-косметического рынка в 2006 г. составил около $7,7 млрд., учитывая темпы роста в районе 10%, можно предположить, что в 2007 г. объем рынка был равен $8,5 млрд. После 2010 года будет наблюдаться снижение темпов роста рынка в связи с его насыщенностью.

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, потенциальная емкость российского рынка косметических средств составляет $15-18 млрд., но этот уровень будет достигнут только к 2016–2017 годам.

По данным сети «Арбат-Престиж», объем розницы на парфюмерно-косметическом рынке составляет $2,7 млрд. в 2007 году, а ежегодный прирост находится на уровне 10-12%.

Основные каналы продаж

На парфюмерно-косметическом рынке можно выделить следующие каналы продаж:

  • Розничные сети
    На рынке парфюмерно-косметической розницы можно выделить несколько крупных сетей федерального значения.
  • Прямые продажи
    Прямые продажи — это розничная торговля вне стационарных мест распространения, осуществляемая, как правило, посредством групповых и личных презентаций. Несмотря на динамичный рост российского рынка прямых продаж, данный вид бизнеса в нашей стране все же не слишком популярен. Участники рынка полагают, что одной из причин такого положения вещей является негативный образ, который создали ряд недобросовестных компаний сетевого маркетинга, деятельность которых была особенно заметной в 1995 – 1999 годах.
  • Интернет-магазины
    Рост числа клиентов парфюмерно-косметических электронных магазинов сдерживается рядом специфических, характерных для данного вида товаров, причин: основную часть покупок в магазинах совершают покупатели, лояльные к той или иной торговой марке, новых покупателей отталкивает невозможность потрогать и попробовать выбранный товар (опытные технологии передачи запаха через Интернет хотя и существуют, но широко не распространены); продавцы-консультанты заменены на web-сайтах информацией о товаре.

Более всего покупателей привлекает в электронных магазинах широкий выбор представленных товаров, а также низкая стоимость доставки (иногда бесплатная).

С точки зрения серьезного присутствия парфюмерно-косметического рынка в сети Интернет следует сказать, что он находится в самом начале своего развития. По оценкам экспертов из компании «Jupiter Communication», Интернет-продажи парфюмерно-косметических товаров будут расти ежегодно на 250% в течение нескольких ближайших лет. В сегодняшней ситуации многое зависит от того, как быстро косметические компании смогут оценить преимущества и перспективы новой формы торговли и использовать ее для укрепления своих конкурентных позиций.

Aleksandr Nikoenko
18 Октября 2019 3
Фото
 IP камеру купольную В ней матрица Матрица 1/2,6" ...
Елизавета  Фурса
15 Октября 2019 12
Создаёт ли маркетинг потребности или толь...
 для привлечения людей. Это работает....
AGusar
14 Октября 2019 52
Наши хобби или чем еще мы занимаемся
, так  восторга нет предела. Она нашла свое увлече...
Vitaliy Ivanov
13 Октября 2019 5
Игровые аппараты slot-u.com
наткнулся на очень интересную статью об этих игра...
AlenkaS
11 Октября 2019 1
СКАЧАТЬ MP3 НОВИНКИ 2019
Пробовала скачивать, не получилось
AlenkaS
Aleksandr Nikoenko
18 Октября 2019 3
Фото
Ребята кто разбирается в фототехнике и качествах линз объективов такой вопрос к вам. Хочу для видеонаблюдения купить такую вот https://msv77.ru/kamery_videonabludeni...vukom.html IP камеру купольную В ней матрица Матрица 1/2,6" F23+Hi3516EV100 2.4 MP CMOS Правда ли на данный моментэто одна из лучших оптик
Елизавета  Фурса
15 Октября 2019 12
Создаёт ли маркетинг потребности или только удовлетворяет их?
Так в этом и смысл. Все создают то, что  народу необходимо. Не все готовы идти на самые  высокие риски, ведь далеко не все оправдывается. У меня тоже магазин  одежды. Быть мне  и хотелось бы продавать бренд, но  нашим людям нужна качественная, но  при этом недорогая одежда. Так  что  у меня доступный вариант. Зачастую заказываем изготовление брошюр для привлечения людей. Это работает.
AGusar
14 Октября 2019 52
Наши хобби или чем еще мы занимаемся
У всех  одно  хобби -  хорошо  отдыхать. Отдых -  это святое. Мы всегда стараемся найти компромиссный вариант, чтобы было интересно всем. Но чаще всего  сейчас мы хотим на соревнования и турниры по танцам. Это  так  красиво и дочь в восторге. Записали ее на спортивные бальные танцы для детей http://atletik-fitnes.ru/directions/s...ot-set:all, так  восторга нет предела. Она нашла свое увлечение. Так  что  сейчас это  общее семейное увлечение -  танцы. 
Vitaliy Ivanov
13 Октября 2019 5
Игровые аппараты slot-u.com
Всем привет! Я тоже очень люблю по вечерам посидеть поиграть в онлайн казино. Это очень хороший способ и отдохнуть , ну и немного подзаработать. А еще не так давно тут https://2krota.ru/poleznoe/preimushhes...ulkan.html наткнулся на очень интересную статью об этих играх. Любопытно было почитать и узнать немного больше.
AlenkaS
11 Октября 2019 1
СКАЧАТЬ MP3 НОВИНКИ 2019
Пробовала скачивать, не получилось
AlenkaS

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом