Фрагмент исследования "Российский рынок стартерных аккумуляторных батарей"

28 Июля 2008

История аккумуляторной отрасли в России

История аккумуляторной отрасли в нашей стране берет свое начало с 30-х годов XX века, когда в стране чрезвычайно быстро развивалось производство: строились новые заводы-гиганты, создавались целые отрасли.

Первенцем аккумуляторной промышленности, созданным в 1913 г. стал Ленинградский аккумуляторный завод. Вторым, выстроенным в годы первой пятилетки и открытым 7 ноября 1929 года, стал Саратовский завод свинцовых аккумуляторов, который сегодня носит название «Электроисточник» снабжал источниками тока Сталинградский тракторный, Саратовский комбайновый и Горьковский автомобильный заводы. В годы войны Саратовский аккумуляторный работал и на хозяйственные, и на военные нужды.

Потребности страны в аккумуляторах, росли вместе с развитием автомобилестроения. Решение о строительстве третьего аккумуляторного завода в стране было принято в 1932 году, а в 1935-м был создан Подольский аккумуляторный завод. Выпущенная на нем продукция направлялась на автомобильные заводы Москвы и Горького. Проекты основных корпусов и оборудования завода, весь технологический процесс разрабатывались американской фирмой «ЮЭСЭЛ» по договору о технической помощи с Всесоюзным электротехническим объединением (ВЭО). Подольский аккумуляторный должен был быть аналогом американского завода.

Вначале предполагалось поставить импортное, в основном американское, оборудование. Но потом решили большую его часть изготовить на отечественных заводах.

В октябре 1941 года фронт приблизился к Подольску. К этому времени специальная комиссия, подыскивавшая место на востоке страны для эвакуации части оборудования ПАЗа, предложила перенести завод в Тюмень. Уже в январе 1942 года представитель наркомата обороны принял 1942 тысячи аккумуляторных батарей с маркой «ТАЗ» - первую продукцию тюменских аккумуляторщиков.

Из-за войны в 1942 году была произведена эвакуация в г. Свирск Ленинградского аккумуляторного завода, одного из лучших в те годы. На месте изготовили технологический инструмент, штампы, наладили сборочный конвейер.

Уже через три месяца завод на новом месте дал первую партию аккумуляторов для фронта.

Тогда же, в 1942 году часть оборудования Ленинградского аккумуляторного завода вывезли в Комсомольск-на-Амуре.

Вообще, в советские времена в России было около 14 аккумуляторных заводов и четыре института: Московский «Квант», подмосковный НИИ стартерных аккумуляторов, Саратовский НИИ химических источников тока и Питерский научно-исследовательский аккумуляторный институт (сокращенно НИАИ) - ведущий в отрасли.

Большую роль в аккумуляторной промышленности всей страны играло Ленинградское научно-производственное объединение «Источник», куда входил головной НИАИ, (тогда еще со статусом всесоюзный) и четыре завода-производителя: «Ленинская искра», Ленинградский, Великолукский (Беларусь) и Джезказганский (Казахстан) аккумуляторные заводы. По сути, НИАИ курировал тогда 90-95 процентов аккумуляторов, производимых в стране, то есть разрабатывал и передавал заводам.

Послевоенные годы стали временем научно-технического роста и обширной модернизации производства вообще и аккумуляторной отрасли в частности, хотя и в значительно меньшей степени.

Изменение в начале 90-х годов положения в стране, повлекли глобальные перестановки в промышленности. Разрыв хозяйственных связей, перебои в поставках, проблемы с ресурсами - все это резко затормозило развитие производства.

После развала Советского Союза многие производители аккумуляторных батарей, имея миллионные производственные мощности,  постепенно «умирали».

Какие-то надежды на рост потребления отечественных батарей возникли у производителей после кризиса 1998 года. Действительно, тогда спрос на импортные аккумуляторы упал. Однако импортозамещение коснулось дорогих изделий европейского производства, а поставки из Китая, Кореи и Турции, наоборот, выросли.

С 2000 года рынок автомобильных аккумуляторных батарей динамично развивался, однако с 2005 темпы роста производства начали по экономическим причинам сокращаться.  Основные факторы, повлиявшие на сокращение производства аккумуляторных батарей в стране, - непрекращающийся рост цен на свинец, дефицит сырья, а также перевод крупнейшими мировыми поставщиками металла всех покупателей на предоплату.

2007 год получился непростым для аккумуляторной отрасли как в России, так и во всем мире. Одна из главных причин – рост цен на сырье, в частности, на свинец, основным поставщиком которого на мировые рынки является Китай. В начале 2008 года ситуация улучшилась, и аккумуляторный рынок несколько ожил.

Российский производственный комплекс изготовителей автомобильных батарей на сегодняшний день включает шесть предприятий, построенных в советский период, и еще около десятка заводов, которые были созданы в годы реформ и вышли на рынок после первого января 2000 года, причем пять из них по российским меркам можно отнести к крупным.

Финансовые показатели отрасли

Таблица 1. Финансовые показатели отрасли

 

2005

2006

2007

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) за период с начала отчетного года, тыс руб

9 104 793

10 179 045

12 322 255

Прибыль (убыток) до налогообложения с начала отчетного года, тыс руб

577 836

461 678

668 553

Прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг c начала отчетного года, тыс руб

1 074 426

892 486

1 109 965

Инвестиции в импортные машины, оборудование, транспортные средства, тыс руб

4 751

88 081

98 218

Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства, тыс руб

177 094

361 825

337 058

Кредиты банков, направленные на инвестиции в основной капитал, тыс руб

67 435

64 011

141 880

Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода), проц

6,3

4,5

5,4

Рентабельность продаж, проц

11,8

8,8

9,0

Текущая ликвидность (общее покрытие), раз

1,25

1,44

1,37

Анна Павлова
5 Марта 2021 3
Забор
 Он легкий и не требует много сил при покосе даже ...
Саша Топалов
5 Марта 2021 3
Футбол
я так и делаю
Инна Овдиенко
3 Марта 2021 2
Нарезка металлопроката
Спасибо за дельный совет. Обязательно изучу вариан...
Саша Топалов
3 Марта 2021 4
для учёта продукции
 используем. При помощи неё ведём учёт и контроль....
Даниил Малик
18 Февраля 2021 6
Комплексная уборка квартир
Вот поэтому мы и приобрели пылесосы для парикмахер...
Анна Павлова
5 Марта 2021 3
Забор
У нас на даче уже трава такой высоты что и забор не нужен) Вот потеплеет поедем наводить порядок во дворе. Планируем купить такой вот аккумуляторный триммер https://www.bigam.ru/catalog/akkumulya...mery-5906/ Он легкий и не требует много сил при покосе даже густой травы так что даже я сама без помощи мужа думаю сумею с ним управиться.
Саша Топалов
5 Марта 2021 3
Футбол
я так и делаю
Инна Овдиенко
3 Марта 2021 2
Нарезка металлопроката
Спасибо за дельный совет. Обязательно изучу вариант с этими специалистами
Саша Топалов
3 Марта 2021 4
для учёта продукции
Мы у себя на предприятии уже несколько лет 1с торговлю и склад онлайн https://1cmagazine.ru/programma-1s-8-3...rgovley-8/ используем. При помощи неё ведём учёт и контроль. Пожалуй, на сегодняшний день это самая удобная и эффективная программа, которая может справляться с подобными задачами, так что посоветовал бы и вам использовать её тоже, подключить её стоит недорого.
Даниил Малик
18 Февраля 2021 6
Комплексная уборка квартир
Цитата
Анна Павлова пишет:
Если же есть вся необходимая техника для уборки, то можно делать это и сами.






Вот поэтому мы и приобрели пылесосы для парикмахерских https://topsalona.ru/equipment/parikmaherskoe-oborudovanie/pylesosy-dlya-parikmaherskih/ ://https://topsalona.ru/equipment...aherskih/  , что бы проводить качественную уборку самим, а не приглашать кого-то. И знаете, это довольно удобно и быстро. Теперь в салоне всегда чистота и порядок.

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом