Фрагмент исследования "Рынок макаронных изделий. Аудит сетевого ритейла. г. Москва"

3 Декабря 2008

Мировой рынок

В структуре мировой торговли зерном доля пшеницы составляет более 50%. На протяжении уже нескольких десятков лет производство этого злака постоянно увеличивается, что связано с возросшим на 80% мировым потреблением пшеницы за последние тридцать лет.

Цены на пшеницу на мировых рынках с июня 2007г. продолжают расти значительными темпами, однако страны-импортеры вынуждены ввозить значительные объемы зерна.

В Европе действуют более чем 120 тыс. компаний, основной деятельностью которых является производство муки. От общего мирового объема весь европейский рынок производства муки составляет около 37%.

В таких странах, как Объединенные Арабские Эмираты, СНГ, Индия, современные мельницы снижают потребности импорта и обеспечивают мукой ближайшие регионы.

Казахстан, который никогда не был мукомольной страной, с 2001 г. ежегодно увеличивает экспорт муки на 200 тыс. тонн в год и производит 13,5 млн. тонн пшеницы.

В целом, преобладает тенденция сокращения объемов мирового рынка муки, внешняя торговля в течение последних десятилетий уменьшилась на треть. За семь из последних восьми лет показатели мировой выработки зерновых были ниже потребления. Производится все меньше зерна, и в 2007 г. его объем оказался на самом низком уровне за последние 34 года. С 1996 по 2007 гг. объем внешней мировой торговли мукой снизился на треть, что является характерной чертой развития рынка муки в последние годы.

С увеличением численности мирового населения обеспечение зерновыми продуктами и их цена будут зависеть от того, как быстро и насколько распространено будет производство генетически модифицированного зерна, которое сможет обеспечить потребности растущего мирового спроса.

Российский рынок

В РФ за последние 3 года: в сезоне 2007-2008 произошло значительное уменьшение начальных годовых запасов пшеницы, экспорт этого злака незначительно увеличился, внутреннее потребление оставалось практически на одном уровне.

В январе-июне 2007г. динамика цены российской пшеницы, приобретаемой  промышленными предприятиями для переработки (по всем направлениям использования), имела скачкообразный характер и выросла в большей степени (на 11,4 %), чем цена реализации, рост которой составил 5,5%. В начавшемся сезоне 2007/08 при заметном укреплении цены реализации пшеницы темпы роста цены ее  приобретения ощутимо снижались, а в сентябре она понизилась на 2,6 %, в результате по сравнению с июнем в сентябре 2007 г. рост цены приобретения составил 14,9 %, а реализационной – 25,1 %. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2007 г. № 660 предусмотрено введение сроком с 12 ноября 2007 г. по 30 апреля 2008 г. вывозных таможенных пошлин на пшеницу в размере 10%, но не менее 22 евро/т. и на ячмень – в размере 30%, но не менее 70 евро/т.

Российский рынок муки в январе-сентябре 2007 г. был относительно стабильным, при некотором росте розничных продаж увеличились ее запасы в оптовой торговле. Сокращение выпуска хлеба и макаронных изделий снизило спрос на муку со стороны хлебопекарных и других предприятий переработки ориентировочно на 135-140 млн. тонн.

С учетом  экспортно-импортных операций емкость рынка  макаронных изделий в 2006 г. можно оценить в 860 тыс. тонн. На текущий момент рынок макаронных изделий стабилен. Доля макаронных изделий в общем товарообороте розничной торговли в РФ в 2006 г. составляет  0,5%.

В настоящее время в России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен предприятий, которые выпускают макаронные изделия, наряду с другим ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших предприятий составляет более 70% рынка макаронных изделий.

На настоящий момент, по оценкам экспертов рынка, есть лишь один отечественный бренд национального уровня, который можно назвать «условно федеральным», — это ТМ «Макфа».

Одна из основных тенденций отечественного продовольственного рынка, а именно — возрастание доли премиального сегмента — присуща также и сегменту макаронных изделий. Сегодня емкость премиум -сегмента составляет около  40 тыс. тонн в год и сегмент продолжает расти. Предвидится значительный рост рынка в сегменте «Премиум» (до 15% в 2010—2011 гг.).

Общее число потребителей макарон в настоящее время составляет 94% населения России старше 18 лет. Среднестатистический объем потребления «классических» макарон в России составляет чуть более 6 кг. в год на душу населения. Если же брать во внимание и лапшу/вермишель быстрого приготовления, то этот показатель вырастает до 7,1 кг. В  России раз в неделю потребляют макароны всего 34%. Более  часто — 2-3 раза в неделю — этим блюдом довольствуются 12% россиян. 50% россиян отдают предпочтение виду макаронных изделий «Рожки», 41% - трубчатым макаронам и 14% - «Ракушкам».

Самыми популярными местами покупки макаронных изделий являются продуктовый магазин, оптовый рынок и коммерческие павильоны (палатки). Люди старше 65 лет чаще, чем люди других возрастных категорий, покупают макаронные изделия в продуктовых магазинах. Женщины несколько чаще, чем мужчины (27% и 21% соответственно) приобретают их в коммерческих палатках и павильонах.

Исходя из необходимости гарантий своевременных поставок сырья определенного качества, компании начинают создавать зерновые холдинги. Подобные объединения позволяют повысить рентабельность производства на 2—4% за счет оптимизации логистических процессов и снижения риска простоя производства из-за нарушения поставок.

Мониторинг розничной торговли Москвы

По общему уровню дистрибуции товарных групп макаронных изделий, исходя из количества исследованных сетей и торговых объектов в них, безусловное преимущество имеет группа «Пшеничные».

Лидерами среди торговых марок макаронных изделий в этой товарной группе по представленности в сетях Москвы являются «Макфа» - 92,59%, «Pasta Zara» - 77,78% и «Шебекинские» - 70,37%. Далее идут марки с уровнем дистрибуции менее 50%. Таким образом, можно выделить явного лидера – марку «Макфа», которая опережает ближайшего преследователя на 15%.

В товарной группе «Рисовые» в гипермаркетах столицы представлена только одна марка - «Pasta riso» с уровнем дистрибуции в 100%, а в форматах «Эконом» и «Премиум» - ни одной.

Производители, по большей части, выпускают макаронные изделия среднего ценового сегмента (от 30-40 руб. до 110-120 руб.), о чем свидетельствует наибольшее количество торговых марок и SKU, находящихся в этой категории.

Если в товарной группе «Рисовые» на каждого производителя приходится одна марка, то в группе «Пшеничные» этот показатель равен в среднем 1,6 марки.

Первенствует по количеству SKU компания «Макфа» - 13,33%. Практически вровень с нрей идет фирма «Экоофис», которая занимает второе место с долей 13,07%.

Среди производителей макаронных изделий по количеству facing можно выделить четверку лидеров: «ИнфоЛинк» - 18,4%, «Экоофис» и «Макфа» с почти равными показателями – 15,84% и 15,63% соответственно и «Pasta Zara S.p.A.» - 12,19%. Стоит отдельно выделить фирму «Ameriе», которая заметно отстает от лидеров, - 8,16%.

Рисунок 64. Структура макаронных изделий по признаку «Гладкие»/«Рифлёные» в разрезе товарных групп
(в % по количеству SKU)

Рисовые макаронные изделия с признаком «Рифленые» встречаются намного реже – 12,5%, чем пшеничные - 35,03%. Для обеих этих групп характерно преобладание макарон с признаком «Гладкие»: в пшеничных они занимают долю в 67,97%, а среди рисовых - 87,5%.

99% картонных упаковок приходится на объемы 500 гр. и 250гр., из которых доля фасовки весом 500 гр. составляет 78,43%.

Вид упаковки

Упаковка

(грамм)

Доля

Общее количество SKU

Пакет

500

53,28%

433

450

23,05%

188

400

10,24%

84

250

3,78%

31

1000

3,41%

28

300

1,83%

15

350

0,98%

8

950

0,98%

8

3000

0,73%

6

900

0,49%

4

210

0,37%

3

4000

0,37%

3

100

0,12%

1

340

0,12%

1

375

0,12%

1

650

0,12%

1

Всего

100,00%

820

Картон

500

78,43%

80

250

20,59%

21

450

0,98%

1

Всего

100,00%

102

Таблица 10. Представленность упаковок макаронных изделий в зависимости от веса фасовки
(в % по количеству SKU)

Наибольшей представленностью по количеству SKU, как и по facing, среди макаронных изделий группы «Рисовые» в упаковке вида «Пакет» обладают фасовки по 250 г и 500 г – 37,5% и 25% соответственно.

По максимальному количеству визуализируемых мест на полках в товарной группе «Рисовые» лидером является сеть «Алые Паруса» - в среднем 18,5 мест на один торговый объект.

Все фирмы-производители макаронных изделий используют паллетную выкладку исключительно в товарной группе «Пшеничные».

Самыми дешевыми торговыми марками в этой группе являются «Новинка» - 11,6 руб./кг, «Ашан» - 16,4 руб./кг и «Перекресток» - 17,3 руб./кг. Как видно, две из них относятся к Private label.

Тенденции и перспективы

Все изменения, которые происходят в последнее время на рынке макаронных изделий,  связаны с переходом уже существующих активов от одного собственника к другому либо с их консолидацией у одного игрока. По прогнозам,  при условии дальнейшей концентрации производства нынешними темпами через несколько лет в отрасли останется всего четыре—пять крупных производителей.

Наиболее значительный резерв роста данного рынка заключается в создании сильных российских и продвижении наиболее интересных иностранных брендов, однако мотивации к расширению своего присутствия в нашей стране у иностранцев пока нет и в ближайшей  перспективе их приход на российский рынок макарон не ожидается.

Dianka
2 Августа 2020 0
Покупка нефти
Подскажите пожалуйста где закупают нефть по оптовы...
Aleksandr Nikoenko
30 Июля 2020 7
воронка продаж
 смогла это сделать. Действительно это эффективный...
Анна Павлова
22 Июля 2020 4
Сплит система
 . Это надёжный кабель, который предназначен для п...
Анна Павлова
16 Июля 2020 7
Стройка
Да, у нас есть такая спецтенхника мтз [url...
Анна Павлова
2 Июля 2020 1
Квадрокоптер
 . Это отличная модель что бы научиться пользовать...
Dianka
2 Августа 2020 0
Покупка нефти
Подскажите пожалуйста где закупают нефть по оптовым ценам?
Aleksandr Nikoenko
30 Июля 2020 7
воронка продаж
Подскажите, а кто-нибудь из вас пробовал при помощи контекстной рекламы повысить продажи? Подруга, которая занимается бизнесом, сказала, что благодаря настройке РСЯ в Яндекс Директ https://profitup-nsk.ru/blog смогла это сделать. Действительно это эффективный вид рекламы? Может кто-то из вас пробовал так продвигаться, поделитесь мнением.
Анна Павлова
22 Июля 2020 4
Сплит система
Мы в итоге решили ставить самую обычную сплит систему. Только сначала поменяем проводку, что бы она выдержала нагрузку. Для подключения будем скорее всего использовать кабель ВВГнг(А)-LS 5х10 https://tesk.pro/catalog/kabel/vvgng-a...a-ls-5x10/ . Это надёжный кабель, который предназначен для подключения различного оборудования. Пробоев точно не будет. 
Анна Павлова
16 Июля 2020 7
Стройка
Цитата
Aleksandr Nikoenko пишет:
Вообще прежде чем класть кабель, надо траншею вырыть. С помощь. специальной техники сделать это будет не сложно и по времени быстро.






Да, у нас есть такая спецтенхника мтз https://dominantt.ru/navesnoe/specialn...e/#content , которая позволяет бурить землю, делать траншеи. Это навесное оборудование вешается на трактор и можно работать. Очень удобно и универсально.
Анна Павлова
2 Июля 2020 1
Квадрокоптер
Для сына можете купить mavic mini https://4vision.ru/catalog/mavic-mini.html . Это отличная модель что бы научиться пользоваться подобной техникой. При чём это совсем не детский квадрокоптер, вы всей семьёй сможете пользоваться им, делать отличные снимки и видео с вашего отдыха.

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом