
Мясные консервы издавна входят в рацион наших соотечественников. Рынок мясных консервов был освоен отечественными производителями довольно давно и держал свои позиции до второй половины 90-х годов. В то время в магазинах была представлена продукция лишь отечественных производителей. Далее стремительно набирает обороты тенденция замещения отечественной продукции импортной. Наши производители работали в основном в нижнем ценовом сегменте, и их продукция во многом стала уступать иностранным конкурентам даже по внешнему виду. Так, в 90-е годы произошло резкое сокращение производства консервов в России, связывают данную ситуацию с рядом политических и экономических причин. В настоящее время Рынок мясных и мясорастительных консервов является одним из развитых потребительских рынков. Рост российского производства, обострение конкуренции между производителями, сохраняющийся интерес покупателей к консервации делают данный рынок актуальным для изучения.
Одной из особенностей данного рынка является, по мнению экспертов рынка, это сезонность. Как отмечают игроки рынка, сложным периодом для сбыта консервов является декабрь-февраль. Но, стоит отметить, благодаря активности игроков сезонность спроса на мясные консервы в последнее время стала сглаживаться. Производители решали поставленную задачу путем формирования «правильного» ассортимента, осуществлением дополнительных мотивационных программам торговли.
В настоящее время основная доля потребления приходится на весну-лето. В данный период эти виды консервов используют как продукт быстрого приготовления. Так как начинается сезон отпусков, когда многие выезжают отдыхать на природу и берут с собой продукцию быстрого приготовления. Показатели объемов продаж в летние месяцы превышает уровень объемов продаж в другие сезоны почти на 20% по сравнению с уровнем продаж в зимние месяцы. По оценке специалистов компании, в настоящее время потребление россиянами мясных консервов находится на уровне менее 2 кг на человека в год.
Российское производство мясных и мясорастительных консервов развивается неравномерно. Например, с 2005 по 2008 гг. наблюдался спад производства мясных консервов, а мясорастительных по 2011 год. По мнению специалистов это связано с растущими доходами населения и переориентацией потребителей на более дорогие продукты: колбасы, копчености, мясные продукты и полуфабрикаты.
Но еще одной из главных причин спад производства является снижения качества производимой продукции. Увеличивается доля консервов, выпускаемых в соответствии с ТУ. Требования к таким консервам ниже, чем к консервам, выпущенным в соответствии с ГОСТом.
Таблица 1. Российское производство консервов мясных и мясорастительных, 2008-2013 гг., тыс.усл.банок
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
консервы мясные |
600 850 |
552 245 |
538 329 |
564 014 |
624 074 |
консервы мясорастительные |
116 248 |
97 310 |
131 409 |
95 897 |
102 051 |
Таким образом, мы видим, что последние два года производство мясных консервов растет, темп роста составил порядка 10% в 2013 году. По данным Росстата в 2012 году в Российской Федерации было продано мясных консервов на 76,7 млрд.руб. Рост объемов продаж по сравнению с предыдущим 2011 годом составил 11%.
Согласно государственному реестру в России на 2011 год было зарегистрировано более 1800 компаний – производителей готовой и консервированной продукции из мяса и птицы. Среди них выделяют около 450 предприятий, которые активно работают в области мясного консервирования. Самыми крупными игроками считаются: ЗАО «Орский мясокомбинат», ООО «Елинский пищевой комбинат», ОАО «КМЗ «Дейма», ООО КМПЗ «Балтпроммясо», ЗАО «Орелпродукт», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», «Хаме Фудс», ЗАО «Лыткаринский МПЗ» и другие.
Выделим некоторые тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими производителями, которые присутствуют на сегодняшний день.
- Крупные производители мясных консервов расширяют ассортиментный перечень за счет производства других видов консервов (из экзотических видов сырья, овощных, молочных, рыбных, соусов);
- Стремление компаний производить консервы разных ценовых уровней;
- Большая доля госзаказа, до 60%;
- Увеличивается доля консервов, произведенных в соответствии ТУ, это говорит о том, что производителям выгоднее выпускать более дешевую продукцию, т.к. чаще всего мясные консервы приобретают малообеспеченные граждане;
- В сегменте детских консервов присутствует лишь два крупных производителя детских консервов (Тихорецкий мясоперерабатывающий комбинат, «Старорусский мясной двор»).
Как упоминалось ранее, на сегодняшний день на рынке присутствует как отечественная, так и импортная продукция.
За 11 месяцев 2013 года объемы импорта и экспорта мясных консервов составили 3172,57 тонн и 3963,64 тонн, соответственно, в натуральном выражении.
Основной страной-производителем импорта мясных консервов для России являются так же Венгрия, Сербия, Чехия и Польша. Их доля составляет от 16,16% до 19,65%. В натуральном выражении лидируют Венгрия и Сербия, их доля в процентном выражении составляет 24,46% и 16,95%, соответственно.
Таблица 2. Основные страны-производители импорта мясных консервов в натуральном и денежном выражении, январь-ноябрь 2013г.
Страна происхождения |
Объем импорта | |
в натуральном выражении | ||
тонн |
% | |
Венгрия |
623,43 |
19,65 |
Сербия |
588,04 |
18,54 |
Чехия |
566,71 |
17,86 |
Польша |
512,74 |
16,16 |
Прочие |
732,42 |
23,09 |
Оборот |
3172,57 |
100,00 |
Источник: ГК Step by Step, 2014 г.
Доли по производству вполне совпадают с долями, указанными ранее по импорту. Поэтому можно сделать вывод, что мясные консервы ввозятся в Россию непосредственно из стран-производителей.
Среди компаний-импортеров доминирующую позицию занимает компания ЗАО ХАМЕ ФУДС, ее доля среди стран-импортеров 17%. В стоимостном выражении доли ЗАО ХАМЕ ФУДС и Alföldi-Hús ZRt. приблизительно одинаковы и составляют 12,18% и 11,20% соответственно.
Общий объем экспорта из России за январь-ноябрь 2013 года составил 3963,64 тонн. Среди стран-экспортеров можно выделить тройку лидеров: Грузию, Азербайджан, Таджикистан. В совокупности их доля составляет 67% в натуральном выражении. Основным производителем экспорта является КМПЗ « БалтПромМясо », его доля составляет 43,59% в натуральном выражении. Второе место среди фирм-производителей мясных консервов для экспорта занимает ЗАО "Орелпродукт", его доля составляет 25,43% в натуральном выражении.
Далее хотелось бы рассмотреть такое направление как упаковка. Она играет значительную роль при производстве, и непосредственно при выборе потребителем того или иного продукта. Консервы расфасовывают и герметически укупоривают в тару — металлическую (жестяную, алюминиевую), стеклянную или полимерную, подвергают термической обработке (консервированию) для уничтожения или подавления жизнедеятельности микроорганизмов, способных вызывать порчу консервов.
Для контроля пищевой пригодности консервов проводится ветеринарно-санитарная экспертиза. Перед стерилизацией содержимое консервных банок исследуют микробиологически. Готовые консервы подвергают органолептической проверке и лабораторному исследованию для определения физико-химических и микробиологических показателей. К реализации допускают консервы, отвечающие санитарным требованиям и требованиям ГОСТа. Но, стоит отметить, что на сегодняшний день значительная часть продукции производится по ТУ.
Наиболее распространенной упаковкой для мясных, рыбных и молочных консервов является жестяная банка. Минусы данной упаковки заключаются в том, что состав продукта не виден потребителю, а значит, предпочтение той или иной банке не может быть отдано по ее содержимому, и покупатель вынужден принимать решение на основании информации, имеющейся на этикетке.
Разница в себестоимости стеклянной и жестяной тары незначительная, однако, в премиум сегменте производители предпочитают использовать стеклянные банки, чтобы покупателю было видно, что он покупает.
Как считают производители, упаковка играет первостепенную роль в позиционировании консервированной продукции. Связи с тем, что в сознании потребителей не закрепляется определенная марка за продуктом, то все зависит от внешнего вида продукта, от того, как он выглядит на полке в магазине.
Выделим несколько тенденции, присутствующих на сегодняшний день, в сегментах упаковки. Как отмечалось ранее, производитель отводит особое место упаковки продукции. В связи с этим в настоящее время наблюдается тенденция увеличения роли упаковки и внешнего вида консервов в позиционировании продукции. Производители улучшают внешнее оформление, заменяя традиционную этикетку полноцветным литографированием, что способствует увеличению потребительской привлекательности консервов.
Также, стоит отметить, что в настоящее время применяются новые виды материала, например, применение для расфасовки многих видов консервов полимерных материалов. Все больше производители консервов используют ламистер – легкую упаковку из плотной алюминиевой фольги. Данный вид упаковки позволяет расширить предложение по объему – например, изготовить баночки емкостью 100 г и меньше, которые легко открываются без специальных приспособлений.
Так, с учетом представленного разнообразия упаковок у производителей и покупателей появляется интерес и к другим видам упаковки: стеклянным банкам «твист», пластиковой упаковке и т.д. Например, реторт-пакеты, которые активно используются за рубежом, но в России пока не используются. Реторт-пакет - это упаковка, изготовленная из специальных многослойных пленок, которые обеспечивают изоляцию продуктов от внешней среды и их стерилизацию при температуре свыше 100°С. Благодаря уменьшению времени стерилизации производитель получает существенное снижение потребления энергии в процессе производства, что немаловажно.
На данный момент среди потребителей мясные консервы считаются малобюджетным и несовременным продуктом. Также происходит вытеснение этой группы товаров готовыми блюдами. Потребители ждут от мясных консервов высокого качества продукции, а именно свежесть (т.е. дата изготовления) и натуральность мяса, без использования добавок. При увеличении маркетинговой активности производителей мясных консервов, данная продукция может составить конкуренцию замороженным полуфабрикатам.
А.Р. Птуха, председатель Совета директоров
Т.А. Мерзлякова, Менеджер по маркетингу
Группа компаний Step by Step