Исследования прошлых лет: сладкий острый шашлычный чесночный. Российский рынок кетчупа

28 Февраля 2003

Кетчуп, являясь одной из привычных составляющих питания российских семей, стоит на втором месте по популярности среди различных видов соусов в России (после майонезов). Тем не менее отечественное производство кетчупов начало активно развиваться только в последние несколько лет, что было в большей степени обусловлено сокращением доли импорта.

По данным исследования “Российский индекс целевых групп”, которое проводится компанией “КОМКОН” ежеквартально в крупных и средних городах, кетчуп едят в каждой второй семье. При этом кетчуп продолжает завоевывать новых приверженцев. Доля потребителей этого томатного соуса выросла с 51% во 2-м квартале 1999 года до 56% весной 2000 года. Увеличилась и частота потребления кетчупа. Доля потребителей, использующих этот соус каждый день, возросла с 16% до 24%.

Активнее всего кетчуп покупают жители столиц. В Москве и Санкт-Петербурге кетчуп едят 60% семей. Кетчуп является также перспективным продуктом для Урала и Сибири (около 50% семей) и, наоборот, недостаточно популярен в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском (Ростов, Краснодар) регионах, где альтернативой ему выступают домашние заготовки.

График 1

Потребление кетчупа наиболее характерно для семей, где основные покупки делает человек в возрасте от 16 до 44 лет. Доля потребителей кетчупа среди таких семей составляет 55%-63%. Пожилые едят кетчуп значительно реже – потребителями этого соуса являются 37% семей, где основному покупателю от 55 до 64 лет, и всего 20% семей, где основные покупки делает человек старше 65 лет.

В Москве целевая группа потребителей кетчупа несколько шире – до 54 лет, но активное потребление кетчупа (один или несколько раз в день) для старшей возрастной группы все же менее характерно, чем для молодых семей.

Кетчуп чаще едят в больших семьях (около 60% семей из 3 и более человек используют этот продукт). Среди одиноких доля потребителей кетчупа значительно ниже – 30%.

Кетчуп очень популярен среди семей с детьми – кетчуп едят 62% таких семей и только 40% бездетных семей. Доля активных потребителей среди семей с детьми почти в 2 раза выше, чем среди бездетных (12% против 7%).

Потребление кетчупа более типично для семей, где основной покупатель работает, – 57%; в семьях, где покупки совершает неработающий, этот показатель - 37%.

Основными покупателями кетчупа являются семьи со средним и высоким достатком (ежемесячный доход не менее 1 тысячи рублей на одного члена семьи). Доля потребителей кетчупа среди них составляет 62%-66%. Кетчуп едят не более 40% семей с доходом ниже 500 рублей.

Таблица 1 Стиль жизни потребителей кетчупа % от потребителей марок, 1-е полугодие 2000г.

Я ищу более дешевые товары, когда хожу за покупками

“Балтимор”

Heinz

Uncle Ben's

67,4

49,6

55,3

Я готов(а) платить больше за хорошее качество

65,8

79,6

79,6

Практически все деньги я трачу на продукты питания

63,3

48,2

51,2

Иногда я позволяю себе купить что-нибудь дорогое

61,2

73,1

75,3

Мой принцип - мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи

54,1

67,5

63,2

Я предпочитаю переплатить, но купить товар известной фирмы

37,1

42,9

46,2

Я предпочитаю покупать российские продукты питания

83,8

69,5

73,6

Качество российских товаров ниже, чем импортных

39,2

52,7

45,8

Я чаще покупаю импортные товары

49,2

63,0

65,2

Обычно я хожу в магазины, расположенные вблизи моего дома

76,7

65,0

71,8

Я часто хожу в престижные, дорогие магазины

6,1

19,3

14,6

Основным лидером на рынке кетчупов является марка “Балтимор”. 46% потребителей кетчупа выбирают эту марку. 30% потребителей ответили, что едят кетчупы под маркой “Болгарский”. Позиции кетчупа “Балтимор” наиболее сильны в Санкт-Петербурге, “Болгарских” кетчупов – в Москве и Волго-Вятском регионе, но в целом лидерство этих марок прослеживается почти по всем регионам. В отношении же их конкурентов можно проследить некоторые региональные различия.

По России в целом пятерку лидеров полностью формируют кетчупы недорогого сегмента (“Томато”, “Моя семья”, “Источник”), в Москве же 11% потребителей отдают предпочтение марке дорогого сегмента – Heinz (по сравнению с 3% по всей России). 12% потребителей кетчупа в Москве выбирают марку “Томато”. В Петербурге и Северо-Западном регионе хорошее положение занимает марка “Источник” – 12% потребителей. На Дальнем Востоке сильны позиции марок “Источник”, “Моя семья”, Uncle Ben’s.

В то время как общая емкость рынка кетчупа изменяется незначительно, показатели потребления марок меняются достаточно интенсивно. С каждым кварталом увеличивается доля потребителей кетчупа “Балтимор”. Активно продвигается на рынке марка “Моя семья”. За первые три квартала 2000 года доля потребителей этой марки выросла с 5% до 11% по России в целом. В число пяти лидирующих марок вошел кетчуп “Источник”.

Уже два года присутствует на рынке бренд “Столичные продукты”. Отличительной чертой этого продукта является невысокая относительно качества цена.

В середине 1999 года на российском рынке появился кетчуп “Хан”, изначально позиционирующийся в сегменте дорогих кетчупов. Потребителями данной марки стали 2% всех потребителей с ежемесячным доходом более 2 тысяч рублей на человека.

В 2000 году на российский рынок вышла торговая марка “Чумак”. Кетчуп “Чумак”, лидер на Украине, позиционируется на рынке России как кетчуп среднего и выше среднего сегментов. К лету 2000 года данная торговая марка без рекламных усилий завоевала 2 % потребителей.

График 2

Рост потребления марок-лидеров при одновременном выходе на рынок новых марок говорит о том, что основные игроки не столько пока борются между собой, сколько отнимают потребителей у средних и мелких региональных производителей. Поле для такой активности еще достаточно широкое – 37% опрошенных потребителей кетчупа ответили, что едят кетчупы местных производителей.

Однако по мере укрепления позиций новых марок конкуренция на рынке кетчупа, скорее всего, усилится, захватывая область взаимоотношений основных лидеров. Уже сейчас можно отметить снижение доли лояльных потребителей (тех, кто ест продукт данной марки чаще всего) “Болгарских” кетчупов (с 21% до 19% на протяжении 3 кварталов 2000 года).

В то же время развитие недорогих марок, таких как “Балтимор”, “Моя семья”, “Источник”, вряд ли значительно повлияет на позиции марок сегмента premium –таких как Heinz и Uncle Ben’s.

Доля потребителей марок Heinz и Uncle Ben’s по России в целом не так велика – 4%-5%, однако в сегменте обеспеченных потребителей с ежемесячным доходом более 3 тысяч рублей на человека положение этих марок значительно более прочно, их выбирают 9,5% и 6%, соответственно. В Москве в этом сегменте Heinz едят 15%, а Uncle Ben’s – 8% потребителей.

На сегмент сравнительно обеспеченных потребителей ориентируются торговые марки “Хан” и “Чумак” – около половины потребителей марки имеют доход более 1500 тысяч рублей в месяц на человека, в то время как среди потребителей кетчупов “Балтимор”, “Моя семья”, “Источник” эта доля не превышает 31%. Но данные торговые марки (“Чумак” и “Хан”) уже соответствуют требованиям российского потребителя: как в плане упаковки – стеклянная бутылка, защитный колпачок, так и в плане качества и вкуса продукта.

Потребители сегмента марок premium отличаются от потребителей недорогих марок и по покупательскому поведению. Они не склонны покупать дешевые товары. 80% потребителей марок Heinz и Uncle Ben’s предпочитают заплатить больше, но купить товар хорошего качества. Такие потребители считают, что качество российских товаров ниже импортных, и даже в отношении продуктов питания они не так лояльны к российским товарам, как потребители недорогих марок кетчупа. Они полагают, что известность марки гарантирует ее качество, и предпочитают заплатить дороже за товар известной фирмы. Среди них выше доля тех, кто в поисках качественного товара ходит в дорогие магазины (20% потребителей Heinz против 5%-6% потребителей кетчупов “Балтимор” и “Источник”).

График 3.

В целом можно отметить, что с выходом на рынок кетчупа новых марок усиливается конкуренция между производителями как в сегменте недорогих кетчупов, где марки борются за общероссийское лидерство, так и в сегменте premium, где основную роль играют качество и образ марки. По мере развития основных брендов лидеры рынка будут все больше сталкиваться между собой, что потребует от них значительных усилий по выделению марки среди конкурентов и привлечению потребителя.

В статье использованы данные исследования “Российский индекс целевых групп” за 1999 и 2000 гг.

Юлия Михайлова

Компания “КОМКОН”


http://www.basdata.com

Анна Павлова
2 Декабря 2020 2
Банки
Я доверяю банкам с государственным участием [url...
Анна Павлова
1 Декабря 2020 0
Вклад
Хотелось бы свои небольшие сбережения положить куд...
Dianka
27 Ноября 2020 6
Покупка нефти
После того падения когда нефть ушла в минусовые зн...
Анна Павлова
25 Ноября 2020 7
Дизайнер
Такой вариант и правда возможен, если у вас есть и...
Анна Павлова
20 Ноября 2020 10
про дизайн
Безусловно дизайнер стоит денег. При чём надо дела...
Анна Павлова
2 Декабря 2020 2
Банки
Цитата
Анна Павлова пишет:
Какому банку вы доверяете больше основных? И что случается, если у банка отбирают лицензию, неужели деньги вкладчиков сгорают?






Я доверяю банкам с государственным участием http://1eb.ru/bank/2393-banki-s-gosudarstvennym-uchastiem-spisok-2016.html ://http://1eb.ru/bank/2393-banki-...2016.html  . Это на мой взгляд даёт гарантию того, что с ними в ближайшее время точно ничего не случится. Во всяком случае мне так кажется. Поэтому пользуюсь только их банковскими услугами.
Анна Павлова
1 Декабря 2020 0
Вклад
Хотелось бы свои небольшие сбережения положить куда-нибудь под проценты. Сразу скажу, 4 или 5 процентов годовых меня не устраивает. Есть что-то повыше?
Dianka
27 Ноября 2020 6
Покупка нефти
Цитата
Антон Попов пишет:
Сейчас можно на бирже торговать фьючерсами на нефть. Это весьма доходное мероприятие, если знать как делать.
После того падения когда нефть ушла в минусовые значения, стоила - 20 долларов, я боюсь её торговать. Уж лучше тогда на курсе btc https://www.instaforex.com/ru/chart/bitcoin зарабатывать, там в этом плане безопаснее, в минусовые значения он точно не уйдёт. Тем более сейчас растущий тренд.
Анна Павлова
25 Ноября 2020 7
Дизайнер
Цитата
Анна Павлова пишет:
Самоучкой вы имеете ввиду совсем без каких-либо курсов? Это будет очень сложно, я думаю.
Такой вариант и правда возможен, если у вас есть и талант, и усидчивость. Но я бы порекомендовал вам всё же записаться на курсы, т.к. правильно и качественно научиться шить не так-то просто, и самостоятельно в этом разобраться будет трудно. Я сам пытался так сделать, заказал себе классных тканей на https://fashion-fabric.ru/, нашёл всякие гайды в интернете, и принялся шить. Не скажу, что всё получилось так, как надо.
Анна Павлова
20 Ноября 2020 10
про дизайн
Безусловно дизайнер стоит денег. При чём надо делать не только дизайн дома, но и участка. Отлично будет если участок находится рядом с водой. Сейчас как раз выбираем землю в коттеджных поселков по Новой Риге , там есть интересные и красивые места. дизайнера будет приглашать в обязательном порядке.

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом