Муки зву: российский рынок музыкальных CD оказался на перепутье

31 Марта 2008
Муки зву: российский рынок музыкальных CD оказался на перепутье

Продажи музыки на CD В России продолжают расти. В прошлом году отечественному рынку удалось войти В Тор 10 по объёму продаж легальных физических носителей. Эксперты гадают, как долго Россия способна плыть против мирового течения.

Офис российского представительства компании Universal Music расположен рядом с «Горбушкиным двором» (в простонародье – «Горбушка»), бывшим радиорынком, который долгое время оставался наиболее известной и популярной площадкой продавцов контрафакта. Но генеральный директор российского отделения Universal Music Group Дмитрий Коннов не видит в таком соседстве ничего предосудительного и тем более символического. С одной стороны, на прилавках всё больше лицензионных музыкальных CD, с другой – судить по «Горбушке» о рынке в целом тоже неправильно. В регионах ситуация с пиратством гораздо сложнее. Долгое время именно оно составляло для звукозаписывающих компаний проблему номер один. Но скоро к контрафакту может добавиться новая головная боль – цифровые носители.

Выход из пике

В прошлом году PricewaterhouseCoopers (PWC) составила прогноз развития индустрии развлечений, в котором упоминался и сегмент музыкальных носителей. Продажи музыкальных CD как по миру в целом, так и по России в частности, по мнению аналитиков PWC, будут неуклонно падать. Отечественный рынок в ближайшие пять лет должен уменьшаться в среднем на 11% в год. Ключевая причина такого негативного тренда – бурное развитие цифровых носителей (МР3-треки, мобильный музыкальный контент).

Если принять во внимание обвал российского рынка в 2005 году, есть о чём задуматься. Тогда, по подсчётам Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), объём отечественного легального рынка сократился на 37%, до 194 млн долларов. Итоги 2006 года внушили определённую надежду – рост на 4%, до 210 млн долларов (официальных данных за 2007 год по России IFPI ещё не публиковала). В PWC полагают, что в 2005 году был преодолён пик, за которым последовал спад. Другими словами, мы пойдём по пути всех крупных западных рынков – последние годы мировые продажи физических музыкальных носителей ежегодно падали.

Ясно, что отечественным торговцам физическими музыкальными носителями удалось выбраться из пике 2005 года. Но что последует за этим, сложно сказать. Мнения сетевых ритейлеров и звукозаписывающих компаний разошлись.

Так в «Медиа-Маркт-Сатурн» (сеть гипермакетов техники и бытовой электроники Media Markt) говорят, что продажи музыкальных CD в России всё же падают. Но при этом отмечают: ставить крест на сегменте рано.

«Полностью CD исчезнут не скоро, – говорит представитель “Медиа-Маркт-Сатурн” Елена Скальская. – Во-первых, mp3-формат не может полностью заменить CD, так как для истинного меломана важен не только сам музыкальный трек в цифровом формате, но и возможность обладать зачастую оригинальным произведением искусства. Это сам диск и креа-тивно оформленный буклет. Во-вторых, темпы распространения цифровой музыки в России пока не настолько значительны, чтобы охватить всю потенциальную аудиторию».

В местном представительстве Sony BMG (один из ведущих мейджоров в мире), напротив, отмечают, что продажи легальных носителей в России растут.

Руководитель департамента медианосителей компании «М.Видео» Евгений Рогачевский уточняет, что правильнее говорить не о падении продаж музыкальных CD, а о снижении темпов прироста. «Безусловно, темпы роста продаж лицензионных CD-дисков в России снизились. В какой-то мере этому способствовало развитие альтернативных музыкальных источников. Вместе с тем, рынок легальных MP3-дисков у нас пока ещё крайне мал, значимых новинок в этом сегменте практически не появляется. Российский интернет также не настолько развит, чтобы составить ощутимую конкуренцию более привычным для потребителя CD», – рассказывает Евгений Рогачевский.

По его мнению, снижение темпов прироста аудиодисков связано с общими изменениями структуры рынка медианосителей: появляются новые форматы – Blu-Ray, активно развиваются игры для приставок и DVD-диски.

Дмитрий Коннов из Universal Music Group также считает, что ни о каком снижении объёма рынка речи не идёт. В качестве подтверждения своего тезиса он ссылается на данные IFPI за первое полугодие 2007 года: Россия по легальным продажам физических носителей вошла в Тор 10, переместившись за шесть месяцев с 13 на 9 позицию. «И это произошло не потому, что рынки других стран сокращаются, а потому что наш рынок растёт. Продажи легального товара (музыкальные CD и DVD), которыми занимаемся мы, в прошлом году увеличились. Российское отделение Universal Music более чем в два раза перевыполнила план на 2007 год», – отмечает Коннов.

То же говорит и глава российского представительства IFPI в России Игорь Пожитков: «Официальных данных по прошлому году у меня ещё нет, но можно утверждать, что у нас, в отличие от других стран, наблюдается если не глобальный, то по крайней мере стабильный рост. Но эта тенденция не противоречит тому, что объёмы пиратской продукции в количественном и стоимостном выражении не сильно падают, хотя подвижки есть».

Разные пути

Дмитрий Коннов обращает внимание на то обстоятельство, что сейчас сложно говорить в целом о положении звукозаписывающих компаний, поскольку лейблы, основу музыкального каталога которых составляют западные исполнители, и лейблы, которые в первую очередь ориентированы на российских исполнителей, движутся разными дорогами. «Водораздел прошёл в 2005 году, – рассказывает глава российского отделения Universal Music Group. – Обвал затронул и “российские” и “западные” компании. Но если иностранные мейджоры после кризиса демонстрируют уверенный рост, то у “отечественных” компаний не всё так просто».

Свою роль в таком повороте, по мнению Дмитрия Коннова, сыграли разные модели бизнесов и сетевые ритейлеры. «Мы ориентированы на разные вещи, – поясняет он. – До настоящего момента западные компании, включая нашу, были ориентированы на продажу носителей. Не важно, каких именно: цифровых или физических. У Universal Music огромное количество позиций, по которым мне, как генеральному директору, отчитывается отдел продаж. Только по CD их порядка 10 тысяч. Поэтому моя главная задача – грамотно и правильно освоить этот каталог, сделать так, чтобы в сознании потенциального покупателя наши альбомы не конкурировали друг с другом, а выстраивались в некую цепочку, – купил один диск и захотел приобрести еще один».

Отечественный музыкальный бизнес, напротив, в первую очередь ориентирован на проведение концертов. «У отечественных компаний выпуск альбомов рассматривается как некое дополнение к концертам. Не случайно в России прекрасно чувствует себя артист с четырьмя-пятью удачными хитами и постоянными гастролями. Я не хочу сказать, что модель “русских” компаний в чём-то ущербна. По-другому в нашей стране бизнес не построить. Но, так или иначе, это сыграло свою роль. В том числе и во взаимоотношениях с сетевыми ритейлерами», – говорит Дмитрий Коннов.

Как отмечает Елена Скальская из «Медиа-Маркт-Сатурн», они напрямую работают с EMI/Gala Records, Sony BMG. А вот Universal Music u Warner поставляются в гипермаркетах Media Markt через «Мистерию» и «Союз». «От последних двух мы также получаем эксклюзивные каталоги и некоторые другие лейблы. Сотрудничаем с такими российскими звукозаписывающими лейблами как “Никитин”, “Монолит”, CD Land. В наших магазинах также представлены CD голландского лейбла Galaxy и австрийского MCP», – перечисляет она.

Со своей стороны Евгений Рогачевский из «М.Видео» говорит, что их сеть работает со всеми известными звукозаписывающими компаниями: «В настоящее время мы готовы предложить более 3000 наиболее популярных аудиопрограмм, среди них все последние новинки отечественной и зарубежной музыки».

Пираты помогли

Участники рынка признают: за последние два года давление пиратов на производителей, дистрибьюторов и торговцев музыкальными CD заметно ослабло. Этот тренд подтверждают в Universal Music Group, Sony BMG и «Пурпурном легионе». Связан он с тем, что изготовители контрафакта в массовом порядке стали переходить на DVD-фильмы.

«Уже в 2005 году наметилась такая тенденция: при фактическом равенстве в цене пиратского CD и DVD, DVD с кино существенно выгоднее с точки зрения прибыли для нелегалов. А они привыкли к большой марже, поэтому многие переориентировались на самый прибыльный бизнес», – говорит Дмитрий Коннов.

По оценке IFPI, в России на долю пиратов год назад приходилось чуть более шести проданных CD-дисков с музыкой из десяти. «По сравнению с другими сегментами индустрии развлечений, возможно, доля подделок (64% в 2006 году) и не так велика, – рассказывает Игорь Пожитков из IFPI, – но если принять во внимание экономический ущерб, недополученную прибыль, то ситуация выглядит не столь оптимистично. Дело в том, что во всём мире из 10 проектов (выпущенных альбомов), которые появляются на рынке, только один-два коммерчески успешные. Другими словами, звукозаписывающая компания достаточно быстро не только возвращает деньги, которые она вложила в альбом, но и получает прибыль. Ещё два-три – это проекты, которые со временем (период может растянуться до двух-трёх лет) могут окупиться. Оставшиеся четыре-шесть убыточны. Пираты, как известно, не занимаются слепым копированием всех появляющихся на рынке новинок. Они выбирают только успешные. Соответственно, если учесть, что удар приходится по наиболее интересным, свежим и популярным проектам, то звукозаписывающим компаниям на российском рынке сложно заниматься поиском новых имен и «раскручивать» их».

Следует отметить, что оценка Гильдии по развитию аудио- и видеоторговли (ГРАВТ) расходится с IFPI. ГРАВТ регулярно проводит мониторинг состояния мультимедийного рынка в Москве. Так прошлой осенью представители Гильдии обследовали 815 торговых объектов, занимающихся розничной продажей аудиовизуальной продукции. По результатам проверки ГРАВТ заявила, что соотношение контрафакт / лицензия в столице составляет 80% / 20%. Аналогичные цифры были в 2005 и 2006 годах.

Сетевые старатели

Бурное развитие сетевой торговли в России началось как нельзя кстати. Ритейлеры не только успешно отвоёвывают себе место под солнцем, но и помогают вытеснять с рынка пиратов. Так производители ПО называют прошлый год прорывным – в России резко увеличились продажи лицензионных программ для компьютеров. Такое развитие событий производители и дистрибьюторы связывают с развитием в нашей стране сетевых магазинов, в которых представлены только легальные продукты.

Игорь Пожитков из IFPI говорит, что компании-члены их ассоциации связывают большие надежды с развитием сетевой торговли в России. В Sony BMG называют ритейлеров локомотивом легальной розницы CD-дисков.

«Благодаря работе наших дистрибьюторов, CD Universal Music широко представлены в крупных сетях, таких как “Ашан”, Media Markt, “М.Видео”, – рассказывает Дмитрий Коннов. – В результате продажи наших музыкальных CD и DVD резко выросли. Например, объём сбыта в одном только “Ашане” может достигать в некоторые периоды 30% месячного оборота российского Universal Music».

«В последнее время лицензионный рынок в нашей стране действительно очень сильно вырос, – рассказывает руководитель департамента медианосителей “М.Видео” Евгений Рогачевский. – Этому во многом способствовало ужесточение российского законодательства в отношении пиратов. Также позитивно повлияло общее снижение цен на программное обеспечение и DVD-диски, стоимость которых зачастую даже ниже контрафактных. Отрадно, что постепенно меняется и менталитет наших потребителей – покупать качественную лицензионную продукцию становится хорошим тоном».

По оценкам «Медиа-Маркт-Сатурн», продажи легальных CD в специализированных и неспециализированных сетях составляют 80–90% от всего объёма продаж музыкальных CD на российском рынке.

С прицелом на интернет

В январе вступила в силу IV глава Гражданского кодекса РФ. Многие её положения были раскритикованы юристами компаний-правообладателей, работающих на потребительском рынке.

Участники рынка музыкальных CD затрудняются оценить, какой вклад четвёртая часть внесёт в борьбу с аудио- и видеопиратами. «IV глава расставляет все точки над i, – говорит глава российского представительства IFPI Игорь Пожитков. – Однако сфера использования музыки в интернете и раньше регулировалась законом “Об авторском праве”. В новом документе предельно ясно написано, в каких областях возможно коллективное управление правами. И интернет не относится к такой области. Нельзя будет прикрываться как раньше чьей-то лицензией. Нужно иметь прямое соглашение либо с правообладателем, либо с его непосредственным представителем. Хороший пример – выигранное компанией “Монолит” дело против сайта mp3spy.ru».

В свою очередь, директор по маркетингу и рекламе специализированной сети магазинов «Пурпурный легион» Александр Лоевский уверен: чтобы четвёртая глава ГК заработала, необходимы механизмы реализации её положений. А их пока нет. В целом, по его мнению, ситуация с пиратами за последний год на рынке аудионосителей не изменилась. Но четвёртая глава может сыграть ключевую роль в формировании сегмента цифровых носителей.

«До её вступления в силу рынка интернет-продаж музыки в России как такового не существовало, – заявляет Дмитрий Коннов. – Сейчас продажи музыки через интернет попали в правовое поле, и мы полагаем, что в ближайшие годы эту область ждут большие перемены».

Как отмечает Коннов, Universal Music ещё в прошлом году заключила в России контракты с тремя интернет-компаниями, но до обнародования IV части ГК к реализации проектов по онлайн-продаже музыки не приступали. «Две компании российские – это Fidel.ru и Netville. Третья – скандинавская, она действует у нас под брендом Laika Music. До первого марта, думаю, начнутся активные продажи. Мы им предложили уникальную схему, которой лишены меломаны в других странах. Нам удалось убедить центральный офис в необходимости здесь специальных цен. Например, пользователи сайта Fidel.ru уже сейчас могут скачать альбом из 16 треков всего лишь за 90 рублей», – рассказывает глава российского отделения Universal Music Group.

В прошлом году более 10% от общего оборота Universal Music в России составили цифровые носители, но речь идёт только о мобильном контенте.

В Sony BMG также занимаются сегментом цифровых носителей. По словам Дмитрия Вебера, доля продаж «цифровой» музыки пока незначительна.

Как отмечают участники рынка, с технологической точки зрения бороться с интернет-сайтами, нелегально продающими либо предлагающими бесплатно скачать музыку, проще, чем с «лоточниками» на улице. Всегда можно вычислить, с какого сервера и что именно было скачано.

«Нам долго пришлось объяснять, причём ещё до передачи пресловутого дела по сайту Allofmp3 в суд, что процесс размещения музыки в Сети начинается с того, что её нужно перевести в определённый формат и загрузить на сервер, а это уже незаконно (нарушение исключительного права правообладателя на воспроизведение), – рассказывает Игорь Пожитков. – С нашей точки зрения, юридическая квалификация таких действий более чем очевидна». Но по первому из трёх дел, возбуждённых в отношении сайта Allofmp3 по заявлению IFPI, суд вынес оправдательный приговор бывшему директору бывшему главе компании “Медиасервисес”, которой принадлежал портал Allofmp3. Но Игорь Пожитков полагает, что по двум другим суд вынесет «справеливое для правообладателей решение».

Файлообменник Qtrax нашёл способ заработать на бесплатном скачивании mp3-треков

Интернет-сайт Qtrax предложил бизнес-модель, согласно которой люди смогут бесплатно скачивать музыку, а звукозаписывающие компании получат часть доходов от рекламы. Руководство Qtrax заявило с января 2008 года о том, что с ближайшее время безвозмездно предоставит своим пользователям 25 миллионов песен от мейджоров.

Скачивать треки можно без ограничения, при этом включается система управления цифровыми правами (DRM). Их нельзя записывать на CD, но можно загружать с mp3-плееры и хранить с компьютере.

Выплачивать правообладателям комиссионные Qtrax собирается при помощи показа рекламы, которую, по заверению руководства, готовы разместить такие компании как Ford, McDonald's и Microsoft. На создание самого файлообменного портала уже ушло 30 миллионов долларов. Сколько времени потребуется на то, чтобы окупить затраты, неизвестно.

Следует отметить, что Qtrax впервые был запущен с 2002 году. Через несколько месяцев он закрылся, дабы избежать судебных разбирательств, которые в то время грозили подавляющему большинству файлообменников.

Недавно об аналогичной договорённости с мейджорами заявил популярный веб-сервис Last.fm. Он позволяет бесплатно прослушивать любой из миллионов треков до трёх раз подряд, а в дальнейшем планирует ввести подписку на неограниченное прослушивание mp3-файлов

Смена формата

Джон Кеннеди, глава IFPI, недавно назвал трансформацию мировой музыкальной индустрии (активный рост сегмента цифровых носителей) революцией, а изменения, на которые приходится идти ведущим мейджорам, чтобы не оказаться на обочине музыкальной индустрии, драматическими. Согласно подсчётам IFPI, в 2007 году доля цифрового сегмента составила ни много ни мало 15% мирового рынка продаж музыки (см. рисунок). На рынке США этот показатель в два раза выше. Западным компаниям приходится в спешном порядке адаптироваться к новой реальности, в основе которой мультиформатность (см. таблицу 1).

Трансформация музыкальной индустрии. Цифровой формат

Параметр

2003 год

2007 год

Кол-во легальных сервисов

менее 50

более 500

Кол-во лицензионных песен (tracks), выложенных на легальных сервисах

1 млн

более 6 млн

Объём сегмента музыки в цифровом формате

$20 млн*

$2,9 млрд

Доля цифровой музыки в мировых продажах

0%

15%

Кол-во форматов, доступных для выпусков релизов исполнителей

менее 10, доминируют CD и кассеты

более 100

* - рынок США

По словам главы российского Universal Music в России, у целого поколения нет «ощущения дрожи в кончиках пальцев при виде пластинки, диска». «Есть, конечно, коллекционеры, в возрасте где-то 30 лет, которые сначала собирали винил, потом переизданные на CD пластинки. А для тех, кому нет ещё 20, обладание физическим носителем, альбомом на CD не представляет интереса. Для них важно вовремя получить песню. И в этом случае скорость появления новинки на цифровых носителях приобрела первоочередной характер», – рассказывает Дмитрий Коннов.

В том, что «цифра» будет развиваться и в России, никто из участников рынка не сомневается. Спорным остаётся динамика развития сегмента и прогнозируемые последствия.

В Universal Music полагают: предположение PricewaterhouseCoopers о том, что через пять лет на нашем рынке цифровой сегмент составит 50%, вполне справедливо.

«Определить конкретные сроки достаточно трудно, – рассуждает Дмитрий Коннов. Но чем дальше, тем больше и в России, и на Западе доля цифровых носителей будет расти. Это общемировая тенденция. Однако падение CD не компенсируется ростом “цифры”. Когда произошёл переход на CD, у людей не было возможности получить музыку бесплатно. А сейчас те, кто отказываются от покупки CD, прежде всего молодежь до 20 лет, ищут сайты с бесплатными МР3. Поэтому однозначного перетекания из “физики” в “цифру” нет».

Со своей стороны Александр Лоевский отмечает, что о кардинальных переменах на российском рынке в ближайшие годы говорить пока что преждевременно: «Головной болью для ритейлеров в ближайшие годы будет не цифровой формат, а пиратство. Во-первых, у нас – по сравнению с западными странами – не так много людей, у которых есть доступ к cети. Во-вторых, большое влияние на распространение цифрового формата окажет то, что в России пока нет культуры потребления в интернете. Большинство покупок на Западе совершается с помощью кредитных карт, что требует определённой степени доверия. Это серьёзный сдерживающий фактор. Нужно время, чтобы появилась привычка онлайн-заказов. В-третьих, российский пользователь озабочен не тем, каким способом лучше всего купить МР3, а тем, где лучше всего бесплатно его скачать».

РБК застолбил место

«РБК Информационные Системы» приобрёл основную долю интернет-магазина цифрового контента Fidel.ru с правом увеличения контрольного пакета до 75% с течение трёх лет. В соответствии с договором покупки, сумма сделки с учётом обязательств по инвестициям с проект в последующие три года составила 8,5 млн долларов. Развитием Fidel.ru будет заниматься дочерняя компания РБК, «Медиа Мир», специализирующаяся на массовых интернет-сервисах. Ей принадлежат Loveplanet.ru, фото-хостинг Photofile.ru, юмористический сайт Anekdot.ru, почтовый сервис Pochta.ru, сервис социальных закладок Memori.ru, сеть контекстной рекламы Magna, хостинговые сервисы.

Сервис Fidel.ru был создан компанией «Фидел Солюшнс» с 2005 году. В настоящее время, по оценкам экспертов, это один из крупнейших в Рунете магазин легального цифрового контента. В продаже Fidel.ru – музыка, аудиокниги, мобильный контент и компьютерные игры. На сайте представлены музыкальные треки от 75 ведущих компаний-правообладателей, включая западных мейджоров Sony BMG, Universal Music Group, а также российские музыкальные издательства СD Land, «Первое музыкально издательство», «Мистерия Звука», «Правительство Звука» и другие

Японский сценарий

Давая прогнозы относительно будущих продаж легальной цифровой музыки в России, не следует забывать, что этот сегмент развивается не только за счёт интернета. Например, в Японии мобильный контент занимает 91% рынка «цифры» (см. таблицу 2). Поэтому велика вероятность, что Россия в силу активности сотового рынка может пойти по пути Японии, а не США и Великобритании, где онлайн-продажи составляют 67% и 71% от цифрового сегмента соответственно.

Тор 10 национальных рынков цифровой музыки, каналы продаж

 

Страна

Интернет

Мобильная связь

1

США

67

33

2

Япония

9

91

3

Великобритания

71

29

4

Южная Корея

63

37

5

Германия

69

31

6

Франция

39

61

7

Канада

58

42

8

Австралия

59

41

9

Китай

27

73

10

Италия

44

56

«Цифровые продажи в России сейчас в 99% случаев происходят через мобильную связь, – говорит Игорь Пожитков из IFPI. – Этот канал по большей части легален и контролируем. А интернет в загоне, в силу ряда причин. Компании не в состоянии конкурировать с засильем пиратов в сети».

Рассуждая о возможности развития отечественного рынка по восточному сценарию, директор по маркетингу и рекламе «Пурпурного легиона» считает необходимым всё же учитывать менталитет японцев. «Они заядлые меломаны, – поясняет он. – Я недавно был там и могу поделиться впечатлениями. Такого количества людей, как в музыкальных магазинах Токио, я не видел больше нигде. Да и формат у них другой. Вряд ли можно представить себе в Москве девятиэтажный музыкальный супермаркет, полностью заполненный посетителями. У них есть салоны, торгующие только подержанными CD. И очень хорошо торгуют. Кроме того, японцы себя уважают и считают предосудительным брать чаевые. Так же недостойно у них считается бесплатно скачивать музыку».

Всё же Александр Лоевский признаёт: для успешного развития специализированным сетям придётся перестраивать свою работу. «Для тех, кто торгует физическими носителями, важно найти специализацию. Конкурировать с пиратами на рынке поп-музыки бессмысленно», – резюмирует он.

Звукозаписывающая компания выиграла процесс у интернет-магазина

В конце ноября 2007 года арбитражный суд Москвы признал, что ООО «Нова» (управляет mp3-магазином mp3spy.ru) неправомерно распространяло музыку, принадлежащую лейблу «Монолит».

Сам иск был подан с конце сентября прошлого года: «Нову» обвинили с распространении и воспроизведении альбомов Глюкозы, дуэта «Непара», Юлии Савичевой и «Лигалайз» без согласия правообладателя. «Монолит» требовал 450 тыс. руб. и признания ничтожной лицензии общества по коллективному управлению авторскими правами (РОМС), по которой работает ООО «Нова». Вторым ответчиком выступала дочерняя компания розничной сети «Евросеть» – ООО «Евросеть MOC1», которая продаёт музыкальные карты. Они позволяют оплачивать музыку, видео, софт, игры, с том числе на сайте mp3spy.ru. «Монолит» просил конфисковать эти карты.

Как отмечают в «Монолите», представители «Новы» пытались уйти от ответственности по типичной схеме – сославшись на то, что домен сдан с аренду другой фирме. Но с итоге суд предписал взыскать с «Новы» 100 тыс. руб. с качестве компенсации звукозаписывающей компании «Монолит». «Дочку» же «Евросети» признали невиновной, поскольку её картами можно оплачивать и легальный контент

Александр Войтюк

nemi
11 Сентября 2024 2
Выбираю ломбард
Если вам еще актуально, то я в этом  nemi
Valin
11 Сентября 2024 2
Был у кого-то из вас опыт сдачи радиодета...
 сдавать их начал, то уже с такой проблемой не ста...
merci
11 Сентября 2024 3
а пенсионерам дают займы?
 без проблем одобрили займ и это не смотря на то, ...
Pinet
6 Сентября 2024 2
Что думаете по поводу дпк?
 использовать. Не прогадал с выбором. Из неё получ...
Pinet
6 Сентября 2024 2
грузоперевозки по Алматы
  , мне эту компанию коллега по работе посоветовал...
nemi
11 Сентября 2024 2
Выбираю ломбард
Если вам еще актуально, то я в этом https://emporiumgold.com/prodat-chasi-v-moskve/ ломбарде сдавал свои швейцарские часы. Хочу сказать, что оценили их очень даже выгодно, так что можете смело обращаться, не пожалеете. 
Valin
11 Сентября 2024 2
Был у кого-то из вас опыт сдачи радиодеталей на лом?
В одной из контор обманывали. А когда сюда https://radiolom24.ru/ сдавать их начал, то уже с такой проблемой не сталкивался. Тут честно оценивают их, не кидают. Так что компанию на заметку можете взять себе, если надо будет, то обратитесь.
merci
11 Сентября 2024 3
а пенсионерам дают займы?
Всё от конкретного МФО зависит. Мне, например, вот тут https://denga.ru/online без проблем одобрили займ и это не смотря на то, что я пенсионер. Проблем никаких не возникло. Данное мфо можете и себе взять на заметку, вдруг решите обратиться туда.
Pinet
6 Сентября 2024 2
Что думаете по поводу дпк?
Почему бы и нет? Этот материал давно уже зарекомендовал себя, поэтому я и решил террасную доску дпк от производителя https://woodgrand.ru/ использовать. Не прогадал с выбором. Из неё получилась красивая и надежная терраса, уверен, что служить она будет долго.
Pinet
6 Сентября 2024 2
грузоперевозки по Алматы
Заказывал, но уже давно, не помню в какую сумму обошлось. Обращался сюда  logistic-pro.kz  , мне эту компанию коллега по работе посоветовал. Можете тоже их услугами воспользоваться, если необходимо и вам с перевозкой помогут.

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом