Материализация мысли. Как с выгодой продать свое изобретение

23 Октября 2002

Технический прогресс зависит от случайности. Если бы Томас Эдисон не повстречался вовремя с крупнейшим американским инвестором Джоном Морганом, то электрический свет в городах появился бы намного позже. Билл Гейтс в свое время смог продать разработанное им программное обеспечение только благодаря знакомству родителей с одним из директоров компании IBM. Еще более случайный характер носит продвижение инновационных разработок в России. Рынок, приносящий западным странам миллионные прибыли, у нас по-прежнему не сформирован.

Согласно информации Роспатента, сейчас в России регистрируется почти в четыре раза меньше изобретений, чем 15 лет назад – в среднем выдается 50 000 в год. При этом если раньше на долю физических лиц приходился только 1% изобретений, то теперь этот показатель возрос 40%. Кроме того, по словам экспертов Регионального фонда научно-технического развития, сегодня люди в основном изобретают ради последующего коммерческого использования своих разработок. Поэтому все изобретения максимально “приближены к жизни”. Между тем до рынка доходит лишь 4 – 6% проектов. Причину столь удручающих результатов эксперты видят в том, что продвижением разработок занимаются непосредственно их создатели. Как утверждают руководители опрошенных нами инновационных фирм, “худшие менеджеры – это ученые”.

Снижение интереса к изобретениям некоторые эксперты объясняют дороговизной оформления самих патентов. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев патент не является товаром, который можно выгодно продать. Наличие патента не облегчает новому продукту выхода на рынок: потребителю все равно, запатентован интересующий его продукт или нет. Более того, патент увеличивает издержки – ведь за его получение придется платить.

Лишь в редких случаях изобретателям удается пройти все экзамены, которые предлагает им рынок.

Доктор Симкин и другие

Петербургский врач-вертебролог Дмитрий Симкин в 1996 году запатентовал изобретение специального валика и ортопедической подушки, которые помогают человеку сохранять правильную осанку, сидя за столом, и продуктивнее работать. В 1998 году Симкин зарегистрировал компанию “Кипарис” и приступил к промышленному производству своих валиков и подушек под брэндом “Доктор Симкин”. Однако организовать их успешный сбыт удалось не сразу. На самостоятельное создание системы дистрибуции потребовалось два года. Поначалу потенциальные покупатели не хотели признавать преимуществ изобретения. “У руководителей предприятий и фирм, с которыми мы общались, находилось множество отговорок, – говорит Симкин. – Они, к примеру, говорили, что здоровье сотрудников – личное дело самих сотрудников. А если не хотят болеть, то пусть покупают что хотят из своей зарплаты. За такую зарплату и без валика можно хорошо работать”.

По мнению Симкина, менеджеры по персоналу просто не считали этот вопрос заслуживающим внимания. Приобретением офисной мебели, как правило, занимаются хозяйственники, которые руководствуются при этом лишь им известными критериями. “Человека, следящего за эргономикой, в офисе фактически нет”, – говорит изобретатель. Впрочем, заказчики на продукцию Симкина все же нашлись. Заботу о своих сотрудниках проявили пивоваренная компания “Вена”, российское представительство фирмы Abbyy и АО “Автоваз”. По словам Симкина, ежемесячно продается около 500 валиков и подушек.

По пути внедрения доселе мало востребованных оригинальных изобретений пошел в свое время и Владимир Тихонов, который организовал на заводе “Диод” производство “Люстры Чижевского” (разработка русского ученого Александра Чижевского), биоактивной добавки “Йод-актив” (изобретение Павла Флоренского) и других инновационных продуктов. Продукция “Диода” распространяется через сеть магазинов “Лавка жизни”, а также с помощью прямых продаж. Сам Тихонов является директором завода и активно участвует во всех этапах продвижения продукта.

Если трудности Симкина заключаются в нежелании российских работодателей заботиться о здоровье подчиненных, то Тихонов сталкивается с проблемами на чиновничьем уровне: при продвижении биодобавок ему приходится преодолевать жесткое сопротивление Минздрава. “Минздраву выгодно продавать западные препараты йода, которые в несколько раз дороже наших разработок, – говорил Тихонов в одном из телевизионных интервью. – К тому же, если чиновнику не понравится разработка, он сделает все возможное, чтобы не дать ей ход”.

Те немногие изобретатели, которые смогли преодолеть все препятствия и наладили хоть какое-то стабильное производство, пожинают горькие плоды славы – борются с несанкционированным использованием своих разработок. “Когда предлагаешь что-то новое, люди сначала относятся к тебе с недоверием, – жалуется Дмитрий Симкин. – Потом, когда уже вложишь массу сил и денег в разработку, испытания, продвижение нового товара и формирование спроса, появляется множество “пиратских” производителей, которые просто пользуются плодами твоего труда”. По мнению Симкина, правильнее всего, когда изобретатель изобретает, а остальное берут на себя специалисты по продвижению, продаже и защите интеллектуальной собственности. То есть каждый занимается своим делом. Тогда система работает, и это интересно всем: изобретателю, производителю, продавцу, потребителю.

По мнению экспертов Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, если разработка предназначена для массового потребителя, то производителю инновационных продуктов необходима собственная служба маркетинга. С другой стороны, к осуществлению инновационных проектов с высокой добавленной стоимостью, ориентированных на узкие сегменты рынка, полезно привлекать специалистов венчурных компаний.

Теория вероятности

В России венчурный рынок находится в стадии формирования. Серьезно этим занимаются немногие. Одни (например, “Рост Инвест”, Национальный венчурный фонд “Грин Грант”) вкладывают в бизнес свои деньги. Другие (например, “Фонд Бортника”) – государственные. Компании “Техноконсалт” и iPOWER выступают в роли посредников между изобретателями и крупными инвесторами.

С человеком без команды и бизнес-плана, но с идеей в голове работают лишь немногие компании. В их числе iPOWER, которая берет на себя роль своеобразного посредника между изобретателем и организаторами бизнеса. Компания сотрудничает с рядом венчурных фондов и так называемыми бизнес-ангелами – богатыми людьми, которые могут инвестировать в идею или проект.

Схема работы при этом такова. Компания и носитель идеи подписывают договор о неразглашении, после чего изобретателю предлагаются два варианта участия в проекте: он может либо рассчитывать на акции специально созданного фонда (и даже стать председателем совета директоров), либо – в случае отказа от участия в бизнесе – получать определенный процент с чистой прибыли, с продаж или с выручки.

Компания “Техноконсалт” тоже работает с учеными-одиночками. Правда, “Техноконсалт” предпочитает покупать готовые технологии. Компания сотрудничает с МЧС России, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, СТВ Inc. (США), LG, Samsung Electronics (Южная Корея) и десятком других крупнейших компаний и институтов. Они заказывают научные разработки, а “Техноконсалт” ищет исполнителей. При этом компания специализируется преимущественно на технологиях в области химии, биологии, медицины и физики. “Дело это прибыльное, но трудоемкое, – говорит президент “Техноконсалта” Сергей Симаранов. – Процесс внедрения занимает не менее двух лет”.

Случаются и курьезы. “Один наш ученый запатентовал лекарство из пиявок, –рассказывает Сергей Симаранов. – Китайцы решили купить эту технологию и попытались изготовить препарат из китайского сырья. Выяснилось, что китайские пиявки для этого не годятся. В итоге мы нашли компромисс. В России будет размещено совместное производство по выращиванию “правильных” пиявок, а в Китае из них будут делать лекарство”.

По статистике, наши венчурные фонды инвестируют примерно в один из ста предложенных проектов, да и то лишь в те разработки, которые наверняка гарантируют им высокую прибыль. Так что шансы заработать на идее в России пока невелики.

Иван Гидаспов, Алексей Земцов


http://www.ko.ru

Sergey Vladimirov
29 Апреля 2020 1
Рейтинг-2020 лучших спикеров по маркетинг...
Что нужно для того, что бы стать спикером?
Анна Осадчая
13 Февраля 2020 22
Сайт не эффективный, что делать?
Визуально нормально смотрится, но вот поисковиком ...
Елизавета  Фурса
31 Января 2020 13
Создаёт ли маркетинг потребности или толь...
У каждого тут свой опыт. У меня были разные вариан...
Майя Иванова
12 Декабря 2019 29
Смс - маркетинг
Да я разными способами продвигаюсь, не только в ...
Серафим Климкин
26 Сентября 2019 17
Что подарить "юбилейному" респонденту?
Не обязательно именно что-то материальное покупать...
Ponch
27 Августа 2014 202
Прошу помощи. Маркетинговый план.
Цитата
Главный Редактор пишет:
Цитата
Анастасия пишет:
Удивительно, почти 6 лет прошло, сайт изменился, а уж требования ко всем маркетинговым планам тем более. Зашла сюда случайно, по старой памяти, даже пришлось заново регистрироваться:)
Рады видеть вновь :))
Спасибо, очень приятно. Обязуюсь заглядывать чаще:)
Александр
15 Марта 2011 200
Анализ продаж. Что необходимо уметь в Excel?
Ребята, кто-нибудь, скиньте, ПОЖАЛУЙСТА, шаблончик! banulis@inbox.ru
Очень нужно! заранее спасибо.
АВС
23 Сентября 2011 163
Маркетинг есть! Маркетинг есть... Есть ли маркетинг?!
Евгений Федоренко, Вам огромный респект и уважуха!!!!)))) извините за такое выражение)))Все ВЫ правильно говорите, только то, что директора компаний ждут "чудес" от маркетологов и желательно через пару недель после выхода на работу- тоже правда. Потому в очень многих компаниях такая текучка в отделах маркетинга, потому столько разочарований у маркетологов, которые бьются головой об стену и меняют компанию за компанией и все равно не находят где применить свои знания и опыт. Думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что директора поймут, зачем нужен маркетолог в компании и будут при этом видеть разницу между менеджером по рекламе, аналитиком и бренд-менеджером. А в данное время маркетолог зачастую должен столько знать и уметь, по мимо своих прямых обязанностей, что времени на свою работу не остается. Тут выше кто-то написал, что маркетолог заказывает полиграфию- нормальная практика)))Хотя заказ полиграфии, как по мне, не совсем обязанность маркетолога, для этого есть отделы закупок, которые вполне могут справиться с типографией))
А вообще, ребята, все молодцы, все болеют за свое дело, все стараются сделать свою работу профессионально и продолжают развиваться, учиться и совершенствоваться. Те, кто этого не делают, работать маркетологами не могут. Ну и конечно, надо иметь недюженную выдержку и терпение, выслушивать замечания от бухгалтерши и уборщицы по поводу своей работы)) И еще постоянно работать при оптимальных(мизерных))) бюджетах))
Анна Осадчая
14 Июня 2015 142
Как продать одежду Гопникам??
Пачку семян предложить в подарок))
Евгений Лернер
15 Августа 2010 126
Чья зона ответственности? Коммерческий Директор или Директор по маркетингу?
я думаю что директор по маркетингу находится в подчинении коммерческого директора. Потому в первую очередь - обязанность коммерческого директора, а он может перепоручить это маркетологам.
Facebook Вконтакте Twitter

Вход

Забыли пароль?
Или авторизируйтесь через:
Используйте свой аккаунт
в социальных сетях, чтобы пользоваться сайтом